рейтинг блогов

Загадка Николая Лебеденко

топ 100 блогов vikond6506.07.2019 Загадка Николая Лебеденко

Думаю, всем, кто мало-мальски интересуется историей техники и военного дела, хорошо известен так называемый "танк Лебеденко", он же "Царь-танк", он же "Нетопырь", "Мамонт" и "Мастодонт". Эта чудовищно бессмысленная и абсолютно недееспособная боевая машина стала своеобразным символом тупика, в который зашла российская военно-техническая мысль накануне падения царского режима. Некоторые "патриоты", впрочем, пытаются ею гордиться, но, на мой взгляд, гордиться тут нечем.

Справедливости ради надо заметить, что в других странах тоже появлялись безумные проекты гигантских колесных "бронеходов", но, в отличие от царской России, они так и остались на бумаге, так как в руководстве неизменно находились компетентные и грамотные люди, понимавшие абсурдность этих проектов. В России таковых не нашлось.

А если и нашлись, то они молчали, поскольку проекту "Царь-танка", предложенному неким Николаем Николаевичем Лебеденко (в одних источниках его называют инженером, в других - капитаном), оказал всемерное содействие сам государь император. Николай-II распорядился выделить на его постройку из своих личных средств огромную сумму в 210 тысяч рублей, запрошенную изобретателем.

Разумеется, после этого монаршего вердикта уже никто не смел возражать, так была устроена российская политическая система. Проект "Царя-танка" не проходил обязательную для всех военных разработок экспертизу в Главном Военно-техническом управлении Генштаба, которое, скорее всего, забраковало бы это угробище. При наличии царской воли никаких экспертиз уже не требовалось.

Финал этой истории также общеизвестен и вполне закономерен: испытания "Мастодонта" завершились полным провалом. Проехав всего несколько метров, гигантская машина увязла в грунте своим задним катком и больше не могла сдвинуться с места. Мощности моторов для этого не хватало, хотя, на "Царь-танк" установили два самых мощных имевшихся в России двигателя - 240-сильные "Майбахи", снятые со сбитого немецкого дирижабля.

Своих таких моторов в России не делали и получить их от союзников было невозможно, поэтому даже в случае успеха испытаний "Мастодонт" был обречен остаться в единственном экземпляре. А потому - непонятно - зачем его вообще сделали? Я не буду подробно останавливаться на прочих недостатках проекта, об этом уже много написано, например, здесь. Сейчас меня интересукт другое, а именно - личность человека, организовавшего всю эту авантюру - того самого "Николая Николаевича Лебеденко".

А личность эта - чрезвычайно загадочна. О "капитане" или "инженере" Лебеденко не известно практически ничего! Ни год рождения, ни год смерти, ни место рождения и проживания, ни образование, ни семейное положение, ни какие-либо иные детали биографии. Более того, нет ни одной его фотографии и ни одного документа, написанного или подписанного его рукой!

Все работы по проектированию и постройке "Царь-танка" вели другие люди: инженеры Микулин и Стечкин, впоследствии - знаменитые советские конструкторы-двигателисты. В качестве консультанта выступал профессор-аэродинамик Н.Е Жуковский (хотя, казалось бы, при чем тут аэродинамика?). Сам же Лебеденко в этом никак не засветился, во всяком случае, если судить не по легендам, а по сохранившимся документам.

Закономерно возникает вопрос, который почему-то до меня не задал никто из многочисленных авторов статей про "Царь-танк": а был ли мальчик?! И если - да, то кем он был на самом деле? Можно ли себе представить, что такой "человек-фантом", не оставивший после себя никаких следов, был лично принят императором и чрезвычайно заинтересовал его своим изобретением (как об этом пишут), катая по полу модель будущего "Мастодонта"?

Такое предположение выглядит, мягко говоря, странновато, тем более, что в дневниках Николая, в которых он описывал буквально каждую свою встречу с кем-либо и каждую убитую ворону, нет никаких упоминаний о "капитане" или "инженере" Лебеденко. Не упоминается он и в мемуарах царедворцев...

Продолжение следует.

На заставке - "Царь-танк", брошенный на месте испытаний, где он тихо ржавел до 1923 года. а потом был разобран на металлолом.

Загадка Николая Лебеденко
""Канонический" чертеж "Царь-танка" и фотопортреты людей, участвовавших в его создании.
I. "Николай Николаевич Лебеденко"
II. Николай Егорович Жуковский.
III. Борис Сергеевич Стечкин.
IV. Александр Александрович Микулин.

Загадка Николая Лебеденко
Еще одна реконструкция внешнего вида "Мастодонта" из журнала "Техника - молодежи". Если приглядеться, то можно заметить ее отличия от чертежа.

Загадка Николая Лебеденко
Малоизвестное зимнее фото "Царь-танка", по которому видно, что обе помещенные вверху реконструкции - неправильны. В частности, обратите внимание на то, что машина - несимметрична. Правый спонсон - гораздо длиннее левого и имеет другую конструкцию. Сквозь открытую дверь в ходовую рубку виден штурвал.  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Шнырь убирает с утра секцию. Сейчас менты из управления приезжает частенько, поэтому вокруг серость. Шконок много, а реально живем ...
01. Еврей из Подолии 04. Еврей из Подолии (Первая модель моего любимого и трагически умершего сына Яся), 1874 05. Еврей из Подолии молится 06. «Холерий, так называемый местный еврей-старьевщик, скупщик вещей умерших людей. Его еще называют дворовым шакалом» 07. ...
Иногда меня умиляют люди, которые произносят с гордостью: "А у меня вообще нет телевизора". А потом еще и окружающим советуют для улучшения качества жизни "выбросить телевизор на помойку". Инсайт, лайф-хак, дзен-буддизм. Для кого-то из утверждающих сие - это чистое позерство, ...
Ну вот, снова не выспался, хотя вчера и в ЖЖ не сидел, и интегральные уравнения от скуки не решал: был занят более почетным - отдавал супружеский долг!: Ножи все поточил, мясо из морозилки достал, мусор выкинул и кошку покормил даже. Все! Теперь неделю никому ничего не должен! Или я что- ...
Сразу извиняюсь за ненормативную лексику в этом посте. Теперь поговорим об авиакомпаниях и перелётах. В прошлом году я летала Сингапурскими авиалиниями -->, чего и Вам искренне желаю на будущее. В этот раз, прельстившись экономией расходов, ...