
Загадка Николая Лебеденко


Думаю, всем, кто мало-мальски интересуется историей техники и военного дела, хорошо известен так называемый "танк Лебеденко", он же "Царь-танк", он же "Нетопырь", "Мамонт" и "Мастодонт". Эта чудовищно бессмысленная и абсолютно недееспособная боевая машина стала своеобразным символом тупика, в который зашла российская военно-техническая мысль накануне падения царского режима. Некоторые "патриоты", впрочем, пытаются ею гордиться, но, на мой взгляд, гордиться тут нечем.
Справедливости ради надо заметить, что в других странах тоже появлялись безумные проекты гигантских колесных "бронеходов", но, в отличие от царской России, они так и остались на бумаге, так как в руководстве неизменно находились компетентные и грамотные люди, понимавшие абсурдность этих проектов. В России таковых не нашлось.
А если и нашлись, то они молчали, поскольку проекту "Царь-танка", предложенному неким Николаем Николаевичем Лебеденко (в одних источниках его называют инженером, в других - капитаном), оказал всемерное содействие сам государь император. Николай-II распорядился выделить на его постройку из своих личных средств огромную сумму в 210 тысяч рублей, запрошенную изобретателем.
Разумеется, после этого монаршего вердикта уже никто не смел возражать, так была устроена российская политическая система. Проект "Царя-танка" не проходил обязательную для всех военных разработок экспертизу в Главном Военно-техническом управлении Генштаба, которое, скорее всего, забраковало бы это угробище. При наличии царской воли никаких экспертиз уже не требовалось.
Финал этой истории также общеизвестен и вполне закономерен: испытания "Мастодонта" завершились полным провалом. Проехав всего несколько метров, гигантская машина увязла в грунте своим задним катком и больше не могла сдвинуться с места. Мощности моторов для этого не хватало, хотя, на "Царь-танк" установили два самых мощных имевшихся в России двигателя - 240-сильные "Майбахи", снятые со сбитого немецкого дирижабля.
Своих таких моторов в России не делали и получить их от союзников было невозможно, поэтому даже в случае успеха испытаний "Мастодонт" был обречен остаться в единственном экземпляре. А потому - непонятно - зачем его вообще сделали? Я не буду подробно останавливаться на прочих недостатках проекта, об этом уже много написано, например, здесь. Сейчас меня интересукт другое, а именно - личность человека, организовавшего всю эту авантюру - того самого "Николая Николаевича Лебеденко".
А личность эта - чрезвычайно загадочна. О "капитане" или "инженере" Лебеденко не известно практически ничего! Ни год рождения, ни год смерти, ни место рождения и проживания, ни образование, ни семейное положение, ни какие-либо иные детали биографии. Более того, нет ни одной его фотографии и ни одного документа, написанного или подписанного его рукой!
Все работы по проектированию и постройке "Царь-танка" вели другие люди: инженеры Микулин и Стечкин, впоследствии - знаменитые советские конструкторы-двигателисты. В качестве консультанта выступал профессор-аэродинамик Н.Е Жуковский (хотя, казалось бы, при чем тут аэродинамика?). Сам же Лебеденко в этом никак не засветился, во всяком случае, если судить не по легендам, а по сохранившимся документам.
Закономерно возникает вопрос, который почему-то до меня не задал никто из многочисленных авторов статей про "Царь-танк": а был ли мальчик?! И если - да, то кем он был на самом деле? Можно ли себе представить, что такой "человек-фантом", не оставивший после себя никаких следов, был лично принят императором и чрезвычайно заинтересовал его своим изобретением (как об этом пишут), катая по полу модель будущего "Мастодонта"?
Такое предположение выглядит, мягко говоря, странновато, тем более, что в дневниках Николая, в которых он описывал буквально каждую свою встречу с кем-либо и каждую убитую ворону, нет никаких упоминаний о "капитане" или "инженере" Лебеденко. Не упоминается он и в мемуарах царедворцев...
Продолжение следует.
На заставке - "Царь-танк", брошенный на месте испытаний, где он тихо ржавел до 1923 года. а потом был разобран на металлолом.

""Канонический" чертеж "Царь-танка" и фотопортреты людей, участвовавших в его создании.
I. "Николай Николаевич Лебеденко"
II. Николай Егорович Жуковский.
III. Борис Сергеевич Стечкин.
IV. Александр Александрович Микулин.

Еще одна реконструкция внешнего вида "Мастодонта" из журнала "Техника - молодежи". Если приглядеться, то можно заметить ее отличия от чертежа.

Малоизвестное зимнее фото "Царь-танка", по которому видно, что обе помещенные вверху реконструкции - неправильны. В частности, обратите внимание на то, что машина - несимметрична. Правый спонсон - гораздо длиннее левого и имеет другую конструкцию. Сквозь открытую дверь в ходовую рубку виден штурвал.
|
</> |
