рейтинг блогов

Загадка Николая Лебеденко

топ 100 блогов vikond6506.07.2019 Загадка Николая Лебеденко

Думаю, всем, кто мало-мальски интересуется историей техники и военного дела, хорошо известен так называемый "танк Лебеденко", он же "Царь-танк", он же "Нетопырь", "Мамонт" и "Мастодонт". Эта чудовищно бессмысленная и абсолютно недееспособная боевая машина стала своеобразным символом тупика, в который зашла российская военно-техническая мысль накануне падения царского режима. Некоторые "патриоты", впрочем, пытаются ею гордиться, но, на мой взгляд, гордиться тут нечем.

Справедливости ради надо заметить, что в других странах тоже появлялись безумные проекты гигантских колесных "бронеходов", но, в отличие от царской России, они так и остались на бумаге, так как в руководстве неизменно находились компетентные и грамотные люди, понимавшие абсурдность этих проектов. В России таковых не нашлось.

А если и нашлись, то они молчали, поскольку проекту "Царь-танка", предложенному неким Николаем Николаевичем Лебеденко (в одних источниках его называют инженером, в других - капитаном), оказал всемерное содействие сам государь император. Николай-II распорядился выделить на его постройку из своих личных средств огромную сумму в 210 тысяч рублей, запрошенную изобретателем.

Разумеется, после этого монаршего вердикта уже никто не смел возражать, так была устроена российская политическая система. Проект "Царя-танка" не проходил обязательную для всех военных разработок экспертизу в Главном Военно-техническом управлении Генштаба, которое, скорее всего, забраковало бы это угробище. При наличии царской воли никаких экспертиз уже не требовалось.

Финал этой истории также общеизвестен и вполне закономерен: испытания "Мастодонта" завершились полным провалом. Проехав всего несколько метров, гигантская машина увязла в грунте своим задним катком и больше не могла сдвинуться с места. Мощности моторов для этого не хватало, хотя, на "Царь-танк" установили два самых мощных имевшихся в России двигателя - 240-сильные "Майбахи", снятые со сбитого немецкого дирижабля.

Своих таких моторов в России не делали и получить их от союзников было невозможно, поэтому даже в случае успеха испытаний "Мастодонт" был обречен остаться в единственном экземпляре. А потому - непонятно - зачем его вообще сделали? Я не буду подробно останавливаться на прочих недостатках проекта, об этом уже много написано, например, здесь. Сейчас меня интересукт другое, а именно - личность человека, организовавшего всю эту авантюру - того самого "Николая Николаевича Лебеденко".

А личность эта - чрезвычайно загадочна. О "капитане" или "инженере" Лебеденко не известно практически ничего! Ни год рождения, ни год смерти, ни место рождения и проживания, ни образование, ни семейное положение, ни какие-либо иные детали биографии. Более того, нет ни одной его фотографии и ни одного документа, написанного или подписанного его рукой!

Все работы по проектированию и постройке "Царь-танка" вели другие люди: инженеры Микулин и Стечкин, впоследствии - знаменитые советские конструкторы-двигателисты. В качестве консультанта выступал профессор-аэродинамик Н.Е Жуковский (хотя, казалось бы, при чем тут аэродинамика?). Сам же Лебеденко в этом никак не засветился, во всяком случае, если судить не по легендам, а по сохранившимся документам.

Закономерно возникает вопрос, который почему-то до меня не задал никто из многочисленных авторов статей про "Царь-танк": а был ли мальчик?! И если - да, то кем он был на самом деле? Можно ли себе представить, что такой "человек-фантом", не оставивший после себя никаких следов, был лично принят императором и чрезвычайно заинтересовал его своим изобретением (как об этом пишут), катая по полу модель будущего "Мастодонта"?

Такое предположение выглядит, мягко говоря, странновато, тем более, что в дневниках Николая, в которых он описывал буквально каждую свою встречу с кем-либо и каждую убитую ворону, нет никаких упоминаний о "капитане" или "инженере" Лебеденко. Не упоминается он и в мемуарах царедворцев...

Продолжение следует.

На заставке - "Царь-танк", брошенный на месте испытаний, где он тихо ржавел до 1923 года. а потом был разобран на металлолом.

Загадка Николая Лебеденко
""Канонический" чертеж "Царь-танка" и фотопортреты людей, участвовавших в его создании.
I. "Николай Николаевич Лебеденко"
II. Николай Егорович Жуковский.
III. Борис Сергеевич Стечкин.
IV. Александр Александрович Микулин.

Загадка Николая Лебеденко
Еще одна реконструкция внешнего вида "Мастодонта" из журнала "Техника - молодежи". Если приглядеться, то можно заметить ее отличия от чертежа.

Загадка Николая Лебеденко
Малоизвестное зимнее фото "Царь-танка", по которому видно, что обе помещенные вверху реконструкции - неправильны. В частности, обратите внимание на то, что машина - несимметрична. Правый спонсон - гораздо длиннее левого и имеет другую конструкцию. Сквозь открытую дверь в ходовую рубку виден штурвал.  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Украина таки подписала документ, так называемую "Формулу Штайнмайера", которая регулирует механику введения особого статуса Донбасса. Фото: Яндекс Картинки Не смотря на то, что оппозиция вывела на улицы людей, которые пытались не допустить, по их мнению, капитуляцию Украины. ...
01. В Харькове тепло, 16 градусов. Молодежь танцует на площади Конституции 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14. На Чернышевской вроде 15. Не могу равнодушно пройти мимо ресторана "Пушка" ...
попавшиеся в сети... Это отложенная запись ...
Уличное искусство, даже крайне близкое по стилю к классической живописи и удачно интегрированное в городскую среду, не всегда воспринимается однозначно. В Берлине совершили невозможное и перенесли стрит-арт в стены музея "Urban Nation", создав уникальную галерею для глубокого и ...
В России люди обычно говорят "еду домой", "возвращаюсь домой" и т.п. На Ямайке слово дом часто заменяется словом yard (двор): "я во дворе", "возвращаюсь во двор". На Ямайке (и не только) нет отчеств. Поэтому (наверно) вежливое обращение заменяется на мисс и мистер, сэр. Кстати, всем в ...