Загадка картины художника Неелова Ф.К.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Загадка картины художника Неелова Ф.К. Загадка картины художника Неелова Ф.К.](/images/main/zagadka-kartini-hudojnika-neelova-fk-02ca21.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/michael101063/31752126/847975/847975_600.jpg)
Чем больше начинаешь самостоятельно исследовать нашу прошлую
историю, тем чаще натыкаешься на разного рода непонятки и
нестыковки, особенно касающиеся датировки различных событий из
нашего прошлого, включая строительство исторических зданий
античного стиля и интересных сооружений, типа обелиска, который
некогда стоял у здания Казанского собора в Санкт-Петербурге и
которому я недавно посвятил отдельный пост.
Благодарю одного из читателей моего блога, который обратил мое
внимание на картину некоего художника Неелова Ф.К. с изображением
обелиска у здания Казанского собора, сведения о котором, как и о
датировке его картины весьма скудны и противоречивы. А
интересна эта картина тем, что на ней изображен тот самый обелиск,
который, как я считаю, был демонтирован с этого места где-то в
середине XIX века, после катастрофы и нового передела мира новыми
элитами, которые обозначили основные свои "центры силы" установкой
подобных обелисков.
Самое интересное, что нигде в официальных источниках, я датировки
этой картины и даже лет жизни этого художника не обнаружил.
Везде есть только название самой картины "Вид церкви
Казанской Богоматери". Некоторые из исследователей датируют
эту картину даже XVIII веком. И, честно говоря, я тоже
вначале подумал, что она написана в самом конце этого столетия,
поскольку мы не видим ни мощенных камнем улиц, ни тротуаров, ни
самой площади перед Казанским собором. На картине видно, как
люди с трудом перебираются через заполнившую улицы грязь, которая,
судя по ее мощному слою, может оказаться следами мощного наводнения
либо же того самого катаклизма середины XIX века, засыпавшего слоем
глины и грунта первые этажи зданий по всему миру.
В БСЭ - большой российской энциклопедии я наткнулся на упоминание
известной семьи российских архитекторов Нееловых. Это -
Василий Иванович Неелов, живший в 1722-1782 гг в Царском селе, и
два его сына - Илья Васильевич (1745-1793 гг) и Петр Васильевич
(1749-1848 гг). Но наш Неелов Ф.К. если и состоит с ними в каком-то
родстве, то явно не прямом. В одном месте, я нашел, что якобы
его годами жизни являются 1782-1832 гг. и им помимо этой картины в
1812 году написана картина "Вид усадьбы Грузино от реки Волхов"
(https://www.pinterest.at/pin/376261743865865523/).
Вот только этого просто не может быть. Объясню почему.
Надпись на самой картине гласит "Вид церкви Казанской Богоматери.
Ее Императорскому Величеству Всемилостивейшей Государыне
Императрице Марии Федоровне" а внизу имеется подпись "армии капитан
Неелов" правда без всяких инициалов. И откуда появились
инициалы "Ф.К.," на всех официальных упоминаниях об этой картине,
не понятно.
Но давайте посмотрим, что нам известно о российской императрице
Марии Федоровне. Собственно, императрицей она стала только после
браковенчания, произошедшего в октябре 1866 года, когда она стала
законной супругой российского императора Александра III.
Также известно, что после смерти императора в 1894 году, на
престол зашел его сын - последний российский император Николай II.
Вот и получается, что императрицей Мария Федоровна была в
период с 1866 по 1894 годы. А теперь, ответьте мне на такой
вопрос: как мог ей посвятить свою картину художник, который якобы
умер в 1832 году, т.е. за 34 года до того, как она стала
императрицей? Не с того же света он явился императрице, чтобы
подарить свою картину. Так что годы жизни художника Неелова
Ф.К., к тому же служившего в российской армии капитаном, никак не
могли быть 1782-1832 гг.
И посвятить и подарить свою картину императрице с такой надписью он
мог только в период ее правления, т.е., где-то в 1866-1894 гг.
А вот теоретически написать картину он мог и немного ранее.
Так, например, сайт Эрмитажа датирует ее первой половиной XIX
века. Там же дается и полное имя отчество художника - Неелов
Федор Кузьмич, творчество которого официально связывается с началом
XIX века. (https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/02.%20drawings/1390554/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8zi_R0dzQyNnQ28_J1NXQwc_YMCTIOc_dwNDE30w8EKDHAARwP9KGL041EQhd94L0IWAH1gVOTr7JuuH1WQWJKhm5mXlq8fYWCkp5BSlFiemZderB9haGxpYGoKckwUmnGe3uZA40JMPfz9w5yNnE2gCvA4qCA3NKLKx8Mg01FREQANNvUx/dz/d5/L2dJQSEvUUt3QS80TmxFL1o2X09BQTYxM0MwSk9DNUQwQU9SUDVSQ05HMDE0/).
А вот откуда взял свою датировку этой картины как 1812-1816 годы в
своей статье "На том же месте через годы", опубликованной на
Яндекс-Дзен, блогер, известный под псевдонимом "Ленинградский
наблюдатель" мне совершенно непонятно. (https://zen.yandex.tm/media/olegkolobov/na-tom-je-meste-cherez-gody-5c32417670c93f00a9a932a4).
И такая датировка кажется мне очень даже "вольной" и не
опирающейся ни на какие реальные факты, ибо даже специалисты
Эрмитажа, где хранится сама картина, не рискуют давать ее точную
датировку.
Но если эта картина изображает Санкт-Петербург первой половины XIX
века, то какой же катаклизм способен был так занести таким слоем
грязи его улицы и площади? Так, например, известно, что
сильное наводнение Санкт-Петербург пережил в 1824 году. И,
конечно, художник мог изобразить город после этого наводнения.
Но, почему-то в названии самой картины он это событие не
упоминает. Например, мог бы написать "Вид церкви Казанской
Богоматери после наводнения 1824 года". Но нет он не
привязывает сюжет картины именно к этому событию. Ну и потом
получается, что в 1824 году он был уже взрослым человеком, пишущим
свои картины. Предположим, что ему было лет так 20.
Тогда к 1866 году, когда Мария Федоровна стала императрицей
ему должно было быть не менее 62 лет. Конечно, дожить он до
этого времени мог, но мог ли он быть в свои 60 с лишним лет
действующим капитаном российской армии? Очевидно, что нет.
Значит, на картине явно не последствия наводнения 1824
года.
А отсутствие поясняющей надписи говорит нам о том, что причина, по
которой улицы Санкт-Петербурга оказались в таком состоянии была
общеизвестна и, вероятно, не только по всей России, но и во всем
мире. А это может быть только глобальным событием, таким как
катастрофа середины XIX века, с которой и связывают независимые
исследователи появление зданий с засыпанными первыми этажами по
всему миру. Но тогда и сам сюжет картины относится явно не к
1812-1816 годам, а к более позднему периоду 1840-х - 1860-х годов,
когда и произошла эта катастрофа. Так что, вполне возможно,
что эта картина является одним из немногих свидетельств этой
катастрофы и именно по этой причине от нас сокрыли ее подлинную
датировку и годы жизни художника, который ее написал.
И также становится вполне понятным, почему картина эта была
подарена императрице Марии Федоровне, которая родилась и до
замужества жила в Дании и могла не знать, как именно выглядел ее
нынешний стольный град после этой катастрофы. Предположу, что
она была подарена ей в качестве подарка к браковенчанию, т.е в 1866
году. Следовательно, сама эта катастрофа произошла в период
до 1866 года. Вот как много информации к размышлению нам
способна дать одна не афишируемая широко картина из Эрмитажа с
непонятной датировкой.
Также мы можем предположить, что после этой катастрофы сам обелиск,
установленный на площади возле Казанского собора уцелел и не
подвергся разрушению. А потому причиной его отсутствия в этом
месте в более поздние годы является тот факт, что кто-то его с
этого места демонтировал и перенес на новое место, либо спрятал от
последующих поколений. Ведь не случайно и официальные
историки обходят дружным молчанием как возникновение, так и не
совсем понятную пропажу этого обелиска, свою версию которой я
высказал ранее в одном из предыдущих постов.
michael101063 ©