Загадка фильма "Унесенные ветром" 1939
despaminator — 23.08.2021 «Забудь об этом, Луис, ни один фильм о Гражданской войне не принесет и гроша» - эти слова сказал Ирвинг Тальберг (1899-1937) одному из основателей компании MGM Луису Мейеру (1884-1957) в 1936 году. Тальберга называли «вундеркиндом Голливуда» за его талант распознавать удачные сценарии и звездный потенциал актеров.Ирвинг руководил кинопродакшеном компании MGM . В работе с финансистами и режиссерами студии, он отличался небывалой работоспособностью, деловой хваткой и четким тайм менеджментом, не смотря на свое слабое здоровье. Пишут, что Ирвинг послужил прототипом, для главного героя романа «Последний магнат» 1940 Ф. Фицджеральда, о киноиндустрии. После смерти Ирвинга в 1937 году, на церемонии вручения «Оскара», наиболее талантливые продюсеры получают награду имени Тальберга.
Кинопродюсер Девид Сельцник (1902-1965), зять Луиса Мейера, возглавлял в те же годы второй, параллельный тальбергскому, кинопродакшен студии MGM.
В 30-50-х годах был «золотой век» студийного Голливуда. Голливудский кинопродакшен был сосредоточен в руках «Большой пятерки» компаний: Paramount, MGM, Warner Bros, Twentieth Century Fox и RKO. Это были вертикально интегрированные компании первого дивизиона, которые контролировали весь кинобизнес. Они владели киностудиями и сетью премиумных кинотеатров по всей стране, где прокатывались их фильмы. Фильмы снимались на студиях массово и конвейерным способом. Кроме этого, кинокомпании инвестировали в маркетинг, поддержку популярности, паблисити и высокую оплату кинозвезд, связанных со студиями эксклюзивными многолетними контрактами, сроком более 10 лет.
Компаниями второго дивизиона были Universal, Columbia и United Artists. Собственно, United Artists,
была дистрибуторской компанией, основанной в 1919 году продюсерами Mary Pickford, Douglas Fairbanks, Charlie Chaplin и D W Griffiths для лучшего маркетинга собственных фильмов. Те и другие, снимали фильмы «категория А». Остальные, бедные киностудии, снимали фильмы «категории В». Буквенные категории фильмов, А, В и С, можно часто встретить в отзывах критиков на Rotten Tomatoes. Из бедняков, только компания Republic and Monogram (позднее Allied Artists) оставила след в киноистории.
Студии-Голиафы работали эффективно и продуктивно, но были на их производственной базе и «независимые» продюсеры. Такие продюсеры, как Волт Дисней (1901-1966) и Samuel Goldwyn (1879-1974) снимали всего одну ленту за год, но это были авторские блокбастеры. Таким, «условно независимым» от компании MGM продюсером, был и Д. Сельцник с его компанией Selznick International Pictures (SIP), основанной в 1935 году.
Хотя компания Сельцника за 5 лет сняла всего 10 фильмов, но все они стали хитами, и прибыль от них была больше, чем от десяти ежегодно производимых фильмов категории А. Среди фильмов продюсированных Сельцником были: «Кинг Конг» 1932, «Манхеттенская мелодрама» 1934 (протестантский мастер-нарратив), «Ребекка»1940, «Анна Каренина» 1935, «Том Сойер» 1938, мюзикл «Звезда родилась»1937 и др.
Работая в авторском кино, Сельцник опробовал все жанры, но грандиозного успеха эти фильмы ему не принесли. Настоящим блокбастером Сельцника стал фильм «Унесенные ветром» 1939. Этот фильм стал самым прибыльным в истории кино, собрав за все годы бокс офис в 3,5-5,5 млрд долл. Он был на первой строчке по популярности до 1965 года, когда его место заняла музыкальная драма «Звуки музыки».
Сельцник свое дело знал и у него был немалый финансовый ресурс, а остальное - дело техники. Принципом работы Сельцника было:
‘Для для создания хороших картин продюсеру важно вникать в каждым сантиметром сценария, участвовать каждом совещании и изучать все детали производства, чтобы ему физически невозможно приложить усилия к более, чем ограниченному количеству фильмов’.
Подход был действительно серьезный: кроме выноса мозга киногруппе, для поиска актрисы (зеленоглазой брюнетки, говорящей с британским акцентом) на роль Скарлетт, было просмотрено 1400 претенденток и снято 400 кинопроб. Но все претендентки были отвергнуты, лимит времени был исчерпан и началась сьемка эпизодов с дублерами. В это время, по собственной инициативе, из Англии, на сьемочную площадку для кинопроб, приехала красавица Вивьен Ли (1913-1967), которая и стала Скарлетт ОХара.
Фильм «Унесенные ветром» снят по одноименному роману Маргарет Митчелл (1900-1949), изданному в 1936 году. Эта книга, напечатанная первым тиражом в 10 тыс экземпляров, сразу стала бестселлером. Второй и последующие тиражи книги, выходили уже по 1,4 млн экземпляров ежегодно. Эта книга, объемом 1037 страниц, стала одной из самых быстро продаваемых книг в США. Маргарет Митчелл, сама южанка, работала репортером в городской газете. Она, подобно Скарлетт, приложила немало усилий, чтобы пробить себе путь в патриархальном мире. Это первая и последняя книга Маргарет. Рукопись, которая едва влезла в чемодан, была написала Маргарет в тайне от ее мужа,
Критики приняли книгу Митчелл без восторга, но читатели ее сразу полюбили. Критики писали, что:
- сюжет слишком прогнозируем, затянут и не дисциплинирован,
- смерть Мелани и наказание Скарлетт, вылившееся в отсутствие хеппиэнда, не предлагает читательницам модель поведения женщины, соответствующее новому экономическому укладу и новому времени,
- роман плох тем, что в нем нет понимания глубины и сложности человеческого зла и тех, от кого оно происходит,
- книга романтизирует рабовладение и тд.
Сюжет этой женской книги, действительно, не типичный для патриархального общества: романтическая мелодрама о смене эпох с активной героиней и открытым финалом. Роман «Унесенные ветром» стал популярен во всем мире: он переведен на сотни языков и издан общим тиражом в десятки миллионов экземпляров. Это еще один пример того, как книга может изменить мир.
Другой книгой, вышедшей в 1936 году на тему Гражданской войны был роман «Авессалом! Авессалом!»
Такое соседство нетипичной мелодрамы и патриархальной саги не случайно, если вспомнить о семантической структуре кинематографа (и литературы, вообще). На вершине пирамиды находится кино первого мира – фильмы, транслирующие глобальные мифы Голливуда.
Ступенью ниже находится западный кинематограф второго мира: он базируется на евангелистском метанарративе и представлен патриархальным католическим и протестантским мастер-нарративами.
Католический мастер-нарратив предполагает мучения и смерть главного героя в конце (Жанна ДАрк)
Протестантский изображает асоциального «другого» с коммерциализацией личных отношений и хеппиэндом. («Красотка», «Пигмалион»).
Нас не должно удивлять то, что основные медийные нарративы базируются на евангелистском сюжете: избавившись от монархической угрозы, новые элиты провели десекуляризацию, чтобы использовать универсальный идеологический инструмент и не нести классовой ответственности за социальные катастрофы.
Оба западных мастер-нарратива содержат следующие дискурсы и их комбинации:
- Детский и добрачный, включая "Золушку", "Гадкий утенок", "Колобок" и «Ромео и Джульетту»
- Жанровый: комедии, вестерны и тд
- Экзистенциальный: Эдип / Ницше / Достоевский / Сталин (Ницше+Достоевский)
- Онтология местного юродивого: Эдип, самодеструкция, регресс
- Футуристический: утопия/антиутопия/покорение миров/пришельцы
- Потребительский: деньги-главная ценность /деньги-ничто
- Пропагандистский: активация/интеграция
- Временной срез: время-назад, время-вперед, время-стоп.
- Дискурс о дисциплинарном обществе
Особняком в западном кино стоит феминистический дискурс и его мастер-нарративы: мелодрама и женское кино о сопротивлении патриархальному давлению. Заметим следующее: так как в наше ментальное поле освободилось от патриархального харассмента и религиозного давления в 1917 году, то феминистический дискурс, постепенно, естественным путем, стал интегральной частью нашего метанарратива
Секрет популярности «Унесенных ветром» заключается в том, что дискурс книги и фильма выходит за рамки, традиционного для запада, патриархального дискурса в самостоятельный дискурс – феминистическое кино.
Кроме этого, книга и романтическая мелодрама «Унесенные ветром» вышли в годы, после Великой Депрессии, и зрители видели параллель современных событий и событий, времен Гражданской войны в США.
Мастера «фабрики грез» хорошо знают свое дело. Сценаристы, одним из которых был Бен Гехт (1894-1964), славно потрудились над оригинальным текстом: они спрямили сюжет и заново написали все диалоги для фильма. Мужчины, работавшие над сценарием, непроизвольно добавили Скарлетт маскулиности, сделали ее неважной матерью, алчной
История Скарлетт, в отличии от навязчиво навязываемых, патриархально-евангелистских нарративов, говорит совсем о другом: она ностальгирует о прошлом, но обращена в будущее. Еще эта история дает зрителю надежду на будущее, чтобы преодолеть текущие трудности. Надежда на лучшее будущее и отсутствие патриархального давления хорошо согласуется с коллективным бессознательным любого общества. Поэтому, дискурс «Унесенных ветром» стал киноканоном: он не раз повторяется в мелодрамах и культовых фильмах: взять хотя бы «Звездные войны», Лея - это Скарлетт (хранительница очага и бизнес леди), а Хан Соло - это Ретт Баттлер (авантюрист).
Описанное выше всем известно и переписано сотни раз.
Новым является неожиданное семантическое подобие фильмов «Унесенные ветром» 1936/39 и «Земля» 1930 А. Довженко: обе ленты о смене старого и нового миров и обе ленты воплощают греческий миф о неразделенной любви нимфы Клитии к Аполлону.
Давайте присмотримся и перечислим сходства этих лент. Откуда такое совпадение? Довженко точно поддерживал контакты с Голливудом и не раз там бывал. Кому принадлежит идея самого кассового фильма в истории кино? Почему выбран один и тот же миф для иллюстрации смены эпох?
Категория | «Унесенные ветром» 1939 | «Земля» 1930 |
Представители старого, традиционного мира | Эшли, Мелани, родители Скарлетт | Кулак Хома, Поп, родители Василя |
Представители нового мира | Скарлетт, Ретт | Василь, Коммунист, Жена Василя |
Слабохарактерный представитель старого мира, подкаблучник, наносит ущерб по ночам, любит модно одеваться, боится прямого противостояния | Эшли | Кулак Хома |
Не может найти себе применение и работу в новом мире | Эшли | Поп |
Земля – сакральная ценность | Скарлетт, ее отец | Все персонажи |
Ужасы войны, голод | Картины войны Севера и Юга | Фильм «Арсенал» 1929 |
Ностальгия по ушедшим годам | Пикник на Таре | Умирает дед Семен, упавшие яблоки - символ накопленных знаний |
Вера в светлое будущее | Последняя фраза Скарлетт «Завтра будет новый день» | Футуристическая вставка с машинами |
Отвергнутая Аполлном, Клития превращается в подсолнух | Разрыв с Реттом, открытый финал | В начале фильма флешбек - девушка с подсолнухом |
Рабовладельческая тема | Чернокожие рабы | Вставка младенец с арбузом, символ рабства |
Авантюрист - Аполлон | Ретт Баттлер | Василь + Коммунист |
Клития танцует голышом | Скарлетт соблазняет Ретта | Жена Василя танцует голышом |
Смерть старого мира | Умирают Эшли, Мелани, родители Скарлетт | Умирает Семен и символически умирает Хома. |
Рождение нового мира | Символическое перерождение Скарлетт, когда она делает зеленое платье из портьеры | Рождение брата Василя |
Умение адаптироваться к новому миру, размытие моральных норм | Деловая активность Скарлетт | Жена Василя вместе с коммунистом |
Мифологичность описания старого мира | Довоенная Тара | Ракурс Семена в иконописном стиле |
Признаки нового мира | Лесопилка | Трактор |
Фольклер | Ирландская и скандинавская мифология | Украинский фольклер |
Отказ от патриархата и старых мифов в новом мире | Скарлетт берет в свои руки управление Тарой | Жена Василя бросает на пол икону |
Философия | О. Шпенглер (1880-1936) "Закат Европы" - цикличность развития, рождение и смерть | Л.Украинка (1871-1913) "Мавка" - природа осенью умирает и весной рождается вновь |
Не будем спешить с выводами и повременим подавать в суд за плагиат. Отметим, что идея одного человека,
|
</> |