Зачем ты был первым учеником

Ловлю себя на мысли, что мне все время хочется цитировать самого Дзержинского. Его дневники. Его письма. И делаю я это не из желания каким-либо образом облегчить свою журналистскую задачу, а из-за влюбленности в его личность, в слово, им сказанное, в мысли, им прочувствованные. Я знала: Дзержинский очень любил детей... Тысячи беспризорников обязаны ему новой жизнью...
Когда у меня вырастет сын, мы обязательно приедем на эту землю вместе, чтобы поклониться неумирающему духу того, чье имя — Феликс Дзержинский — "меч и пламя" пролетарской революции.
Что это? Это очерк "Меч и пламя революции", Журнал Неман, №9 за 1977 год. А кто автор - вы узнаете, пройдя по ссылке: http://labas.livejournal.com/1122899.html (Подсказка: автор - нобелевский лауреат!)
Бессмертное шварцевское тут очень кстати: "Меня так учили... Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?"
Я понимаю, почему человек может работать журналистом при СССР и писать то, что надо о власти - стандартный набор речевок, никакой критики. Я не понимаю - зачем лизать при этом власти зад. В 77 году любой желающий, как бы он не боялся власти, был вполне свободен не писать ей тошнотворно хвалебные оды. Не критиковать - это было требование, его нарушение каралось. А вот не писать панегириков было можно. Не знала, верила искренне? Нуууу я не знаю, мне вот рассказывали с детства, как люди разговаривали на политические темы - стоя спиной друг к другу, чтобы никто не мог подойти незамеченным. Она этого не знала? Ей было 29 лет, не девочка все-таки.
Я вот думаю. Ведь эти люди - если предположить, что она ваяла нетленку про свитер Дзержинского от души, а не только за плюшки от левиафана - они поэтому так и напирают на якобы существующий культ личности Путина. Потому что для них это естественно - делать из власти культ, или, наоборот, ненавидеть тирана всеми фибрами души. И то реальное отношение, которое к власти есть - а оно, на мой взгляд, примерно такое: любая власть - репрессивное говно, но вот при текущей все-таки как-то можно жить, а при гайдарочубайсе жить было нельзя, народишко вымирал-с - оно непонятно тетке, которая при любой власти устраивалась тепло, с комфортом, зарабатывая себе на все необходимое с горкой каким-нибудь текущим свитером Дзержинского.
У меня есть свой, особенный снобизм. Это снобизм человека укорененного, который никогда не ваксил царских сапогов, и предки его не ваксили царских сапогов, а также сапогов любых других правителей - при любой власти. Моим родителям удалось мне передать смутное чувство брезгливости по отношению к лизоблюдам, лезущим то в партию, то в опоозиционную партию, скачущих то за свитер Дзержинского, то за свитер Обамы, то за еще чей-нибудь, стремительно, бескомпромиссно меняя эти свитера и делая вид, шо так и було. И это дает мне чувство... да, чувство превосходства человека на своей земле, со своей историей, над человеком, шарахающимся то в одну, то в другую идеологию.
И да, на самом деле я не вижу в ее поведении ничего нелогичного. Поскребите наших текущих либеральных сипкеров - каждый второй бывший замполит, осведомитель КГБ, какой-нибудь комсомольский активист, или потомок наркома того-сего, или какого-нибудь красного комиссара, выпиленного своими же за выдающуюся жестокость.
И я себя чувствую себя тут человеком с крестьянскими корнями. Белые придут - грабят, красные придут - грабят. То скачут со свитером Дзержинского, то обратно с "платить и каяться". А тут стою я, простая русская баба, и все, что я хочу - чтобы они отстали от меня, забрали свой свитер Дзержинского и перестали трахать мой бедный мозг. Мне надо растить огород и кормить скотину.
|
</> |