Зачем российской оборонке IPO?
rovego — 22.11.2013 Российская оборонка - пожалуй, самый секретный сегмент отечественной промышленности, выходит на IPO. Крайне неожиданный поворот для военного производства, учитывая многолетние разговоры о его чрезвычайной закрытости. Нужно ли это вообще нашей оборонке? Возможно, положение дел сейчас такое, что развитие военпрома без привлечения инвестиций будет затруднительным. Или это крайняя мера, чтобы кризис прошел мимо по касательной?Для неподкованных: IPO – первичное публичное размещение. Попросту говоря, захотела какая-то крупная компания получить инвестиции для своего развития, выпустила свои акции и выставила их на публичную продажу неограниченному кругу лиц. Кому-то с IPO повезло больше, кому-то – меньше. Абсолютным же лидером в этом деле стали американцы General Motors, которые к 2012 году смогли привлечь через IPO-систему 23 миллиарда долларов. Учитывая, что с ними было во время кризиса 2008 года, это можно назвать возрождением из пепла.
C 2005 по 2010 годы особых успехов в IPO добились китайские банки - Agricultural Bank Of China (22 млрд долларов) и Industrial and Commercial Bank of China (21 млрд долларов), а также American International Assurance (20,5 млрд. долларов) и Visa (19 млрд долларов).
IPO – распространенное явление на международном рынке, но для России каждое размещение сродни национальному празднику. Русских IPO пока не так много. За последние годы «публично выставили» свои акции компании «Мегафон», «Полюс Золото», «Полиметалл», «ЕВРАЗ», Mail.ru Group, ВТБ.
Как мы видим, в систему IPO у нас в основном вовлечены сырье, телеком и госбанки. Но что же касается военной отрасли – является ли IPO-система эффективной для нее? Ведь одно дело – автомобили и сотовые услуги, а совсем другое - оборонка. На первый взгляд, все здорово. IPO дает возможность укрепить промышленность за счет инвестиций, да и престижу компании это не повредит.
Но можно рассматривать участие оборонных предприятий в IPO и как угрозу – придется раскрывать карты, а в военном деле это не вариант. Государственные тайны не должны становиться общественным достоянием. Недавно в прессе промелькнуло интервью главы концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николая Колесова, который немного прояснил этот вопрос. КРЭТ, в который, между прочим, входят все отечественные производители радаров, бортовой электроники для военной и гражданской авиации, как раз рассматривается как один из возможных кандидатов на IPO. По словам Колесова, уже само участие в IPO требует от предприятия достижения определенных стандартов качества. Когда компании нечего показать – на рынке уж точно нечего делать. Сейчас КРЭТ получает миллиардные заказы на оснащение армии средствами радиоэлектронной борьбы, техника концерна устанавливается на российские военные вертолеты. В этом году КРЭТ уже выполнил гособоронзаказ на 100%.
Что касается вероятности разглашения «государственных тайн» - по мнению Колесова, такой опасности у оборонки нет. В IPO систему будут вовлечены инвесторы, для которых военная промышленность – знакомая отрасль, в общем, это будут люди «в теме». Так или иначе, военное направление слишком уж специфическое, и далекие от него предприниматели явно предпочтут вложиться в медицину или металлургию. При этом инвесторов, заинтересованных в российской
оборонке, будет более чем достаточно – ведь наша страна занимает второе место по объемам военного экспорта.
Что касается «открытости» - опять же, здесь нужно отделять одно от другого. В рамках IPO гораздо более открытым должно быть управление военными предприятиями – очевидными и заметными станут все шаги и огрехи руководства. Это, по мнению Колесова, даже хорошо – инвесторы при случае смогут предложить более эффективную на их взгляд модель управления. Прозрачнее станет и финансовая деятельность предприятия, а для выхода на мировую арену это момент немаловажный.
Что же касается технологий – тут тем более нет никакой угрозы государственной тайне. Предприятие имеет полное право не раскрывать все карты перед инвесторами. В рамках IPO корпорация должна быть довольно прибыльной и показывать результат. А для этого не обязательно делиться секретами производства. Инвесторов интересуют прежде всего деньги.
|
</> |