Зачем России предлагали Эфиопию
11ecu — 25.07.2025
Эфиопия (когда-то Абиссиния) с века 19-го вызывает в России особый интерес. В 19 веке это была та территория, которая всерьез рассматривалась в качестве территории Африки, которая будет находиться под протекторатом Русской Короны. В Европе были даже сторонники такого положения дел, например, активно высказывалось это мнение в Германии. Абиссиния могла контролировать южные врата Красного моря и было важно, чтобы она не попала в зависимость от традиционных колонизаторов, а оставалась нейтральной, но если это было невозможно, то хорошо бы тогда ее видеть под защитой Санкт-Петербурга.
А германские политические стратеги мыслили еще глубже по времени и задачам. Еще в 17 веке известный ориенталист Иов Лудольф, автор «Historia Aethiopica», составитель эфиопской грамматики убеждал саксонские власти о задействовании Москвы на Востоке Африки. Эту историю находим в записке тайного советника, историка Дмитрия Цветаева.
Люди саксонского герцога были заинтересованы в такой схеме: Саксония поддерживает Россию в стремлении обладать Абиссинией, за это получает беспрепятственную торговлю с Китаем. А на десерт - спровоцированный конфликт России с Османской Империей, как раз через эфиопский вопрос.
В итоге от саксонцев наш Алексей Михайлович получил сообщение, в котором в нескольких пунктах объяснял ему герцог сообщал, что:
- у него на службе есть люди, владеющие абиссинским языком
- абиссинцы - христиане и верой своей подобны грекам
- абиссинцы туркам неприятели
- страна Абиссинская богата жемчугом, золотом и серебром
И так далее.

Затем проводилось убеждение русских послов, что хорошо бы двум, схожим по вере, православным народам, совместно оказать давление на Османскую империю. Наш Алексей Михайлович даже всерьез рассматривал возможность создания общеевропейской антитурецкой коалиции, отправлял своих послов для обсуждения в европейские столицы.
Убеждением занимался Лаврентий Рингубер, который весьма сошелся с близким соратником Алексея Михайловича западником Артамоном Матвеевым. Тогда дело не сдвинулось. Наш государь не стремился к неизведанным африканским берегам.
Рингубер вернулся в Россию уже во времена юного Петра Первого. Петр и брат его Иван тогда правили только официально, фактическим регентом была их сестра Софья Алексеевна, а решения принимал ее близкий товарищ Василий Голицын.
Рингубер принялся убеждать его в перспективах абиссинского предприятия. Ему никто не отказывал, предложили письменно изложить, направить на рассмотрение.
Предложил немец себя в качестве участника посольства России в Абиссинию, он обрисовывал насколько близка далекая страна русскому народу по вере, насколько почитают там своего государя, насколько это будет сильный и верный соратник по борьбе против османов.
Наши власти почитали внимательно это изложение саксонца, в ответ ему указали на фактические ошибки, на неверное указание титулов, имен. Отправили назад в Саксонию, а правителям ее отправили сообщение, что всегда готовы к сотрудничеству и развитию отношений, в частности ждут в Москве обещанных горных мастеров и поставок оружия.

Так вопрос про Абиссинию закрыли тихо в России в 17 веке. В 19 веке к нему снова возвращались, на наше счастье тогда правил Александр Третий, который не любил сомнительные авантюры. Вопрос снова затих. Россия предпочитала сама выстраивать партнерские отношения с Эфиопией, без подводных камней и посредников. Наверное, стоит сказать спасибо правителям прошлых веков.
Читайте также про императора всея Эфиопии и кумира растаманов.
|
|
</> |
Транскрибация: как автоматизация процесса ускоряет работу с контентом и повышает производительность
О прекрасном...))
Месячник ушек и хвостиков. 29/XI-2025
У многих есть желание...
Есть вопрос: можно ли в России официально жить в палатке, автодоме или кемпинге?
Буква П в Хихоне
В Госдуме "проснулись" и заявили о волне возвратов квартир после дела Долиной
Угадай город
Разделяя смысл

