Как в газете сообщили о смерти императора Павла I

Император Павел был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Разумеется, об этом уже на утро знали все, особенно в Петербурге. Но информацию следовало подать официально и в другие регионы, чтобы правильно поняли люди произошедшее.

16-м числом марта 1801 года датируется газета "Московские ведомости", из которых и могли люди в древней столице получить информацию, что же такого случилось в ту ночь в Михайловском замке и как жить дальше. Рассмотрим номер этой газеты внимательно, читая и немного домысливая.
Открывается номер, разумеется, обращением Александра Первого, который уже на законном основании объявляет себя императором и самодержцем, а далее сообщает, что:
- "любезный Родитель" его Павел Петрович скончался скоропостижно апоплексическим ударом, то есть от инсульта или кровоизлияния в мозг
- управлять новый император будет "по закону и по сердцу Бабки Нашей", принося ей недюжинную порцию всяческой хвалы. Про отца и следование его закону не слова, даже из вежливости. Все должны понять, что будет все иначе, а иначе - это так как было пять лет назад и ранее
- обещает вознести Россию на верх славы, доставить ненарушимое блаженство всем подданным
Фотки тогда в газеты не ставили, а так бы было интереснее
Вот и все. Так сказать, изжили новость. Далее уже другое следует. На той же первой странице газеты уже информация от 8 марта (давностью 8 дней), что Император возвел в ту или иную должность кого-то из военных. При чем, не уточняется, это "тот" еще император или "этот" уже. По логике еще "тот".
Листаем дальше.
Новости о кадровых перестановках в военной и гражданской сфере занимают почти две страницы, лишь на третьей мы находим иную информацию:
- Харьковскому купцу Евдокиму Немченкову, который разбирается с коллежским ассессором Шидловским, неправильно взимавшему сборы и обращается с ходатайством о рассмотрении спора третейским судьей - надлежит обратиться к Воронежскому гражданскому губернатору Пушкину
- Уроженка Курляндии Юлиана Бергинова, которая обращалась с жалобой на Пермское губернское начальство, которое не позволяет выехать из Перми, сообщается, что с выездом никаких проблем не будет, как все долги погасят, которые за ними числятся
И таких ответов на прошения еще две страницы. Ну и потом уже зарубежные новости.
Сообщается, например, об историческом событии - Люневильском мире, это когда Франция и Австрия договорились о новом переделе своих территорий, естественно, в пользу Наполеона, в ущерб Вене. Сообщается, что по столь радостному поводу французский император повелел раздать неимущим 10 тысяч гульденов, а брата Жозефа и генерала Моро наградить особыми подарками.
И так как новости даются в газете не за один день, а за разные даты предшествующие, то новостей про Наполеона получается в "Московских ведомостях" больше чем про смерть российского императора.
Никаких вам биографических справок о почившем. Никаких итогов правления. Вовсе нет, как сейчас принято мнений диванных или околодиванных экспертов на сей счет. Ничего. Словно случившееся равняется примерно погоде, на которую мы, читая прогноз, никак повлиять не можем - прошел циклон, ну и ладно, будет теперь антициклон. Куда важнее для нас, простых россиян 18 века, например погасит ли госпожа Бергинова из Перми свои задолженности. Ну и уж, простите никуда без объявлений, что идут у нас с 19 страницы газеты, вот лишь некоторые нужды, которые сопровождали смену императоров в Росссии:
- В Калужской губернии Мядынского уезда продается сельцо Шалаево и деревня Дряблово в которых 164 души мужского пола, земли 1049 десятин
- Продается лакей женаты с детьми. Ему 26 лет, жене 25, девочкам 7 и 9, мальчику 5. О цене узнавать по адресу...
- У мастера Иоганна Шпехта продаются пианино большие и маленькие
- Продается корова дойная молодая
- Продаются дрова трехчетвертные осиновые и еловые по 4 р 45 к за сажень, а березовые по 5 р 50 копеек
- Вдова желает приняться в казначеи и для домашней экономии
И так далее. Это капля из сотен объявлений. Жизнь кипит в Москве, в стране. Март уже, скоро весна в свои права вступит, там уже и посевная, делом надо заниматься, а не политические разговоры вести, оставим их великосветским княжеским салонам, пусть гадают кто там кого и за что.
Читайте также мою книгу про жизнь и смерть малолетнего императора Ивана VI.