Зачем Павел Третьяков коллекционировал картины? Его жизненный принцип, дает
artalebrio — 20.04.2023Павел Третьяков (1832—1898) был человеком дельным, упорным и основательным. Поставив перед собой определённую цель, он почти всегда добивался её. А ещё очень дальновидным. Например, он составил завещание, в котором настоятельно просил передать 150 тыс. рублей на обустройство общественной художественной галереи, куда могли приходить все любители живописи и любоваться на картины современных художников. Для картинной галереи нужно построить подходящее по размеру здание, расположенное в удобном месте, комнаты в нём должны быть светлые и чистые, но без малейших признаков роскоши. А ещё в подобное предприятие нельзя допускать каких-либо чиновников, и дело должно быть исключительно частным. Позаботился Третьяков и обо всех бытовых условиях, отоплении, создании нужного для лучшей сохранности картин микроклимата, назначил ответственных за хранение экспонатов. В общем, стандартное, хорошо продуманное завещание, однако было одно но — Павлу Третьякову едва исполнилось 28 лет.
Павел Третьяков родом из купеческой семьи. Дед его торговал салом, отец, Михаил Третьяков — тканями. Человеком он был образованным и грамотным, однако, на вопрос о своём образовании гордо отвечал: « Я закончил голутвинский константиновский институт» На самом деле такого института, конечно же, не существовало, а его учителем был дьячок Константин, живущий в голутвинском переулке Москвы.
Своим детям Михаил Третьяков дал хорошее домашнее образование, благо денег на приглашение лучших учителей у него хватало. Он следил за их успехами, а особое внимание уделял нравственности, даже издал на свои средства книгу «Цветы нравственности, собранные из лучших писателей к назиданию юношества Михаилом Третьяковым».
А ещё сыновья Третьякова часто ходили в церковь, и тот самый дьячок Константин их настоятельно убеждал не поддаваться дьявольским соблазнам в лице балета, всевозможных балов и, упаси Боже, встреч с кокотками. Шутки шутками, но сколько богатых наследников пустили на ветер всё отцовское состояние, развлекаясь с весёлыми девицами и даря балеринам дорогие подарки. Так-то знал дьячок, что говорить.
Работа для Павла с юности начиналась очень рано — просыпаясь с рассветом, он шёл в лавку и выполнял обязанности самого обычного продавца, словно был не сыном богатого купца, а нищим крестьянским юношей, которому повезло устроиться в городе. Впрочем, сам Михаил Третьяков был человеком порядочным, он даже простил долги всем своим должникам, которые в силу объективных обстоятельств не могли их выплатить. Ну а то, что сыновей держал в чёрном теле — так на то оно и воспитание, он слишком хорошо знал, к чему может привести лень, неумение считать каждую копейку, незнание настоящей жизни и цены деньгам. Он умер рано — в 49 лет, оставив своим сыновьям приличное состояние и налаженное дело.
В 1851 году они купили просторное здание в Толмачах — позднее в нём и будет организована Третьяковская галерея, а спустя год, в возрасте 20 лет Павел отправился в Петербург, налаживать деловые контакты и договариваться с поставщиками. Но о деле вскоре забыл — в Петербурге был театр, где играла блистательная Вера Самойлова, Эрмитаж, Академия художеств. Что по сравнению со всем этим скучная торговля? Деньги нужны, чтобы жить, а не стоит жить ради денег и дела. Всё отцовские и дьяковские наставление прошли мимо.
И Павел вступил на кривую дорожку. Вокруг него образовался кружок из таких же, как он, богатых купеческих сыновей, но Павел всё-таки от них отличался — был скромным, застенчивым молодым человеком, бесшабашные кутежи были ему чужды, даже любовницу из дорогих кокоток себе не завёл. Потому и получил от приятелей прозвище «Архимандрит».
Свои первые картины Третьяков приобрёл в 1853 году на Сухаревском рынке. Они даже не были написаны маслом, да и цена соответствующая — 1 рубль, 3 рубля, и сборник акварелей за 75 рублей.
Но Третьяков вошёл во вкус и в 1854 ему повезло приобрести 9 картин старых голландских мастеров по цене 100 рублей за картину. Начало коллекции было положено.
Вот только знатоком искусства Третьяков себя не считал, отличить подлинник от подделки ему было сложно, да и связываться с посредниками-перекупщиками было очень невыгодно. Сам Третьяков знал об этом не понаслышке. Потому пришёл к простому решению — заказывать картины непосредственно у самих художников, а поскольку в Европу не наездишься, то лучше это делать у своих, доморощенных живописцев. Это простое и логичное решение оказало большое влияние на развитие русской живописи и способствовало созданию одной из лучших художественных коллекций.
В 1856 году Третьяков приобретает у художника Василия Худякова картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» — достаточно интересное полотно сочетающее в себе батальную и жанровую живопись.
А первой картиной непосредственно заказанной Третьяковым было «Искушение» Николая Шильдера. Сюжет там достаточно прост, но для XIX века достаточно провокационный и интересный. Молодой и красивой девушке, у которой ещё заболела мать, сводница предлагает переспать с обеспеченным господином за дорогой браслет.
Третьякова не очень интересовали скучные салонные портреты или работы классических академистов, другое дело хорошие жанровые полотна, описывающие реальную жизнь России XIX века. Одни из таких - "Утро стрелецкой казни" Василия Сурикова. Именно их он и заказывал у художников и всё больше и чаще. Постепенно выработал практически идеальный вкус, про него говорили: «Человек с абсолютным зрением». В искусстве Третьяков разбирался великолепно хотя иногда не брал картины, которые хоть и были замечательно написаны, как, например «Неизвестная» Крамского, но не соответствовали его жёстким моральным принципам и семейным ценностям.
Всего за годы коллекционирования Третьяков потратил на картины около полутора миллионов рублей — сумасшедшая сумма, по нынешним деньгам свыше миллиарда. Когда он умер, то в собственности Третьякова насчитывалось 3500 картин.
И вот тут возникают вопросы — как малограмотный сын купца смог собрать лучшую коллекцию живописи в России, откуда он сформировал своё «абсолютное зрение», и вообще, что подвигло его на эту грандиозную идею? Внятных ответов никто, кроме самого Третьякова, сейчас уже не даст, возможно, нужно быть просто таким человеком, искренне заботившим о просвещении народа и главное — сумевшим воплотить все свои идеи в жизнь.
Но при всё этом Третьяков был расчётливым коллекционером, и часто отчаянно торговался за каждую тысячу рублей, даром что был миллионером. Например, картину Княжна Тараканову хотел купить за 3 тыс. рублей, художник просил пять. В итоге сошлись за 4300, при условии, что он сможет получать дополнительный доход от литографий и гравюр, отпечатанных с картины. Да и заплатил он их уже брату Константина Флавицкого, поскольку сам Константин уже умер. С другой стороны работы Верещагина приобрёл за 90 тыс. рублей.
С художниками отношения у Третьякова были разные — с кем-то дружил, как, например, с Василием Перовым, с кем-то держал дистанцию, по постепенно сходился, как с Ильёй Репиным, а с непростым в быту Верещагиным держался отстранённо, несмотря на то, что заплатил за его работы огромную сумму.
Но не нужно думать, что все приобретённые картины Третьякову очень нравились, некоторые он покупал неохотно, и не очень-то их ценил, но всё равно они были в его коллекции.
А сам Третьяков, несмотря на огромное состояние, был скромным человеком. Вставал в шесть утра, кофейничал и шёл в своё галерею — перед началом трудового дня хотя бы полчаса ходил вокруг своих картин, возможно, это давало ему заряд бодрости, сознания собственной значимости и хорошего настроения на весь день. Потом работал, в 12 — обедал, а в шесть вечера шёл домой ужинать. Всю жизнь проходил в драповом пальто и двубортном пиджаке, вообще вёл спартанский образ жизни, роскошь его не привлекала совершенно.
Ну а главное, почему Третьяков стал коллекционером картин — он всю жизнь следовал простому принципу: «наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу». Сколько бы всего было хорошего, если ему следовали все, в том числе и наши олигархи. Жаль, Третьяков был лишь редким исключением.
Картины, графика, фотография, малотиражные печатные издания, товары профессиональных крафтеров на сайте artalebrio.com