Зачем «Конкорду» так странно опущенный нос

топ 100 блогов nathoncharova02.12.2024
Зачем «Конкорду» так странно опущенный нос
Конструкция даже обычного самолёта вызывает множество вопросов, поскольку в ней много интересных деталей, чьё назначение совершенно неочевидно. С уникальными самолётами всё обстоит гораздо хуже, поскольку о функциях элементов очень странной формы можно рассказывать часами. Яркий тому пример – носатые сверхзвуковые самолёты «Конкорд» и Ту-144.

Сверхзвуковые авиалайнеры
Зачем «Конкорду» так странно опущенный нос
Сверхзвуковой самолёт Ту-144./ Фото: auction.ru

Казалось бы, самолёты и так летят быстро, чтобы пересечь континент из конца в конец за несколько часов, но на самом деле этого недостаточно. Чем быстрее будут перевозиться грузы и пассажиры, тем лучше, поэтому приоритетным направлением является развитие гражданской сверхзвуковой авиации. Но здесь всё очень сложно. За всю историю было всего два пассажирских самолёта, способных развить сверхзвуковую скорость: британско-французский «Конкорд» и советский Ту-144. Причём и тот, и другой закончили плохо. На создание обоих этих самолётов потратили целое состояние, они оба стоили баснословных денег, а их эксплуатация и обслуживание обходилось в сумму, равную бюджету небольшой страны.
Зачем «Конкорду» так странно опущенный нос
Сверхзвуковой самолёт Concord./ Фото: pinterest.com

«Конкорд» продержался на авиалиниях гораздо дольше по одной простой причине – люди были готовы платить баснословные деньги за возможность на нём полетать и использовали его в качестве развлечения и дорогого аттракциона. В свою очередь, продажу билетов на Ту-144 спонсировало государство, но даже так они стоили месячную зарплату. Как бы то ни было, но конструкция обоих самолётов была очень далека от стандартной, поэтому их внешний вид сильно выделялся на фоне обычных дальнемагистральных авиалайнеров.

Цена скорости
Зачем «Конкорду» так странно опущенный нос
Первый сверхзвуковой серийный истребитель МиГ-19./ Фото: hdpic.club

Современный пассажирский авиалайнер, оборудованный мощными газотурбинными двигателями, может развивать высокую крейсерскую скорость (обычную рабочую), максимально при этом приближаясь к скорости звука. Тем не менее ни один пассажирский лайнер не может лететь быстрее. Если не вдаваться в технические подробности, можно представить, что во время перехода через так называемый звуковой барьер обычный воздух превращается в плотное вещество, которое бьёт по самолёту с силой большой и раскалённой дубины. Нагрузка на фюзеляж и крыло повышается в разы, силовая конструкция самолёта подвергается огромным нагрузкам, а все внешние поверхности разогреваются до высоких температур.
Зачем «Конкорду» так странно опущенный нос
Су-35./ Фото: wallpapers.com

Чтобы создать первый сверхзвуковой самолёт, конструкторам пришлось буквально прыгнуть выше собственной головы. Обычные реактивные самолёты на сверхзвуке почти сразу начинали разваливаться на части, для дальнейшей работы нужен был совершенно новый подход. На разработку новых решений ушли годы, и в результате появились новые технические решения. Сверхзвуковые самолёты получили максимально обтекаемый аэродинамический корпус, заострённый нос для уменьшения лобового сопротивления, минимум выступающих деталей, сильно наклоненные назад короткие крылья, прочный фюзеляж из термостойких сплавов и надёжную силовую конструкцию. Именно по таким принципам строились сверхзвуковые истребители, а потом Ту-144 с «Конкордом».

Короткие крылья и грустный нос
Зачем «Конкорду» так странно опущенный нос
У самолёта Concord уникальные крылья./ Фото: fineartamerica.com

Все сверхзвуковые самолёты имеют общие черты, от них невозможно уйти из-за определённых технических ограничений. «Конкорд» исключением не стал. Подобно истребителям, он получил короткие крылья с большим наклоном. От длинного крыла, которое свойственно всем пассажирским авиалайнерам, пришлось отказаться, поскольку оно подвергалось огромным нагрузкам на сверхзвуковой скорости. Если бы этого не сделали, самолёт прямо в воздухе мог бы развалиться на части из-за перегрузок и чрезвычайно больших вибраций. Правда, крылья всё равно отличались от «военных», поскольку настолько большому самолёту требовалась солидная подъёмная сила, а следовательно, большая площадь крыла.
Зачем «Конкорду» так странно опущенный нос
Форма Ту-144./ Фото: flickr.com

Тем не менее площадь крыла всё равно оказалась недостаточной, чтобы поднять «Конкорд», да и Ту-144 тоже, в воздух. Для этого требовалась более длинная взлётно-посадочная полоса, но на стандартных аэродромах взять её было неоткуда. Поэтому конструкторы придумали необычное, но очень простое решение: они приподняли носовую часть и таким образом сократили дистанцию разбега. Сверхзвуковой самолёт, стоя на лётном поле, был похож на спринтера, готового сорваться с места в любой момент. Правда, был один недостаток: экипаж вообще не видел взлётно-посадочную полосу.
Зачем «Конкорду» так странно опущенный нос
Нос Concord вблизи./ Фото: youtube.com

Хоть угол подъёма и был не очень большим, но задранный кверху нос полностью перекрывал обзор. Любопытно, что эта проблема возникла у обоих самолётов, да и в остальном они были очень похожи: те же формы, похожая конструкция, даже проблемы одинаковые, будто их конструкторы часто встречались друг с другом за обедом. Как бы то ни было, но им пришлось решать одну и ту же задачу: они должны были придумать, как обеспечить лётчикам жизненно важный обзор. Решение тоже стало одинаковым. Нос самолёта превратили в подвижный обтекатель с дополнительным остеклением.
Зачем «Конкорду» так странно опущенный нос
Нос Concord в рабочем положении./ Фото: youtube.com

Когда самолёт взлетал, носовой обтекатель наклоняли вниз на угол в 5 градусов, и этого вполне хватало, чтобы пилоты отлично видели взлётно-посадочную полосу. Когда самолёт заходил на посадку, обтекатель наклонялся уже на угол 12 градусов, поскольку нос ещё больше задирался в небо. В рабочем же режиме носовой обтекатель ставили в горизонтальном положении без наклона, а дополнительное остекление закрывало промежуток между лобовым стеклом кабины и носом, улучшая таким образом аэродинамические характеристики. Самое же интересное, что все и всегда видели «Конкорд» и Ту-144 с опущенным носом, потому что только в таком виде он находился на земле. По этой причине они оба ассоциируются с какой-нибудь экзотической птицей.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Иллюстрация: Carlos Adrián García Занятно, насколько разнятся схемы авиаудара, нанесенного «Скайхоками» 3-й морской истребительно-штурмовой эскадрильи ВМФ Аргентины по британскому ...
и жуткий спойлер завтра перефотаю, а пока отдыхать с книжкой славных всем снов!))) ...
Над грядкой с репой, укропом и редиской, как подойдешь - взмывает туча кусачей пакости, от комаров до паутов. И набрасываются. В шаге с обеих сторон - точно такие же грядки, но с другой зеленью, и ни одного кровососа. Что их привлекает такое, что они логово там устроили, ...
Здесь, в блоге, мы неоднократно поднимали вопрос о национальной идее . И я по-прежнему считаю,что стране без такой объединяющей идеи (не идеологии, подчеркну, а именно идеи, цели, ...
Зеленский сообщил, что одним из первых его указов после инаугурации будет указ о лишении гражданства Украины всех, чьи родственники не проживали в Украине на 1918 ...