Забытый
ukila-nepis — 12.02.2023Жизнь и судьба Павла Александровича Катенина являет нам поучительный пример человека, одарённого и талантом, и привычкой к самообразованию, и честолюбием на избранном поприще, но по причине непомерной своей гордыни оказавшегося выдавленным из живого литературного процесса, а в конечном итоге — и из русской словесности вообще.
Кто сейчас помнит Катенина? Кто читает его стихи и трагедии? Если отбросить горсточку учёных филологов, обращающихся к наследию Катенина по долгу службы, — никому больше Катенин не интересен.
А какие были упования! Какие жгучие амбиции таил он под своим Преображенским полковничьим мундиром! Какое удовольствие доставляло ему менторство, когда он водительствовал занятиями Каратыгина, Истоминой, молодого Пушкина!.. И он думал: «Ну сейчас разойдусь! Вот переведу ещё одну трагедию Расина — и уж разрожусь собственной! — выйдет моя »Андромаха«, загремит моя слава — явлю русскому читателю (необразованному, нечувствительному) образцы немеркнущего слога!»
И вдруг — всё поломалось. Аукнулся ему его вечный афронт, его фрондёрство (которое сущностно отличалось коренным образом от фрондёрства Пушкина; Пушкин-то искренно ненавидел казённую ложь, искал правды и добра, оттого и фрондировал перед правительством, а Катенин фрондировал опять же — из-за гордыни своей дьявольской, каменной — он наверняка считал себя умнее всех и достойнее всех) — а гордецов у нас на Руси никогда не жаловали — вот и выперли его в деревню, указали ему своё место…
На этом и начался закат его звезды. Одиночество, отстранение от людей, от деятельной бьющей ключом жизни (в том числе и жизни литературной, разумеется) — губительно для писателя. Ему просто не из чего питать свой ум. Источники вдохновения закисают и заболачиваются. Так в уединении деревенском закис и заболотился талант Катенина. Ничего он достойного не создал. Современники его забыли.
А коль скоро забывают современники — то, почитай, потомки и подавно забудут! Забудут и не вспомнят.
Так Катенин профукал свою звезду.
|
</> |