Забытые районы Омска: Сортировка

Расширенный пост из 2011 года
Седая равнина на самой границе подавляющего дух путника
Мордора. А может быть, мы уже за его границей? Дымы остатков мощной
индустрии всевластного Черного Властелина еще развеваются над
хладным безвременьем... Лучи заката бережно касаются труб
зданий-линкоров, а вокруг тихо-тихо, и лишь снег, давно уставший от
суровой мордорской зимы, недовольно скрипит под ногами случайно
забредшего сюда исследователя.
Так писал один мой знакомый, потомок рода, о предках
которого, как думается мне, обязательно я напишу отдельную заметку.
А писал он о месте, про которое я и поведу свой небольшой рассказ
(весь курсив в тексте - его).
1. Нужно сразу сказать, что сортировочных станций, тех, что мы
знаем под названием Омск-Сорт было 2 в двух немного разных местах.
Изначальная сортировка возникла в период с 1900 по 1916 год. Ее
место четко обозначено на карте 1917 года. Эта станция имела выход
на основной ход Трансиба только в район вокзала. Из карты и
существующего расположения улиц совершенно очевидно, что привычный
нам выход с Омск-Сорт в сторону Транссиба возник гораздо позже
строительства сортировки. Смотрите, для прорубания линии пришлось
сносить дома пос. Силивестровский. Вот, на карте 1917 года
Мельничный пер. оказался "перерезан" новой жд. Да и остальные
улицы, что оказались по разные стороны от насыпи, являются
продолжениями друг друга. Так, Никитина переходит в Лагоды,
Вузовская (Мельничный) в Ушинского (Мельничный) и т.д. Этот выход в
сторону востока - уникальный, так как имеет один из максимальных
естественных уклонов - подъем на 6 м. за 1 км. пути.

Как ни странно, та изначальная сортировка - не миф и не ошибка
составитетелей карты. Следы той, первой сортировочной станции
сохранились до сих пор. Расположена она была в направлении
"ЗАПАД-ВОСТОК". Большинство из путей и следов, правда, оказались на
территории КБТМ, но их отлично видно со спутника. Но часть путей
есть и снаружи, Более того, часть той первой станции живо до сих
пор - это подъездные пути и пути на территории Энергоучастка РЖД .
Вот они.
http://www.wikimapia.org/#lat=54.9223822&lon=73.3816364&z=19&l=1&m=s
А вот пути сортировки на территории КБТМ
http://www.wikimapia.org/#lat=54.9200793&lon=73.3913916&z=18&l=1&m=s
Соединяющие первоначальную сортировку пути с основным ходом
Трансиба частично сохранились. Вот одна из соединялок старой
сортировки на проданной уже территории КБТМ. Я снимал башню, но и
пути хорошо видно. По гуглу легко можно проследить, что они идут
как раз на бывшую старую сортировку.

До сих пор сохранился артефактный тупик с артефактными же
низкопрофильными рельсами, год выпуска этих рельсов я не видел, так
как они засыпаны. Уверен, что этот тупик был частью путей первой
сортировки. Направление путей - "Запад-Восток". Дата на рельсах
должна подтвердить этот факт. Так что прошу, искатели, копайте!

А вот отличный артефакт, один из последних (кроме него, пожалуй,
только стобы КС), что указывает на когда-тошнюю мощь этого места.
"Штаб" 4-го околотка. Околотки нарезались на дистанции по
определнному принципу, который лучше всего тут могут объяснить
профессиональные железнодорожники. Место штаба - в районе переезда
на 1-й Тоннельной.

2. Вторая сортировка на современном месте возникла после того, как
стало понятно, что старый Омск-Сорт перестает справляться с объемом
грузов. Но расширять его было проблематично, поскольку с юга
станцию поджимали заводы, а с двух сторон почти вплотную стояли
жилые дома. Перестала устраивать и длина путей станции. Составы
удлинялись, а старую станцию удлинять было некуда. Ускорила перенос
станции на новое место ВОВ. Часть территории и путей старой
сортировки поглотил Танковый завод. Станцию передвинули дальше,
поменяв ее направление с "ЗАПАД-ВОСТОК" на "ЮГ-СЕВЕР". Выросла и
длина станции. Если прежний Омск-Сорт был длиной всего уть более 1
км., то новый стал уже почти 2,5 км. А для выхода с новой
сортировки на юг была построена обводная железная дорога,
проходящая прямо по берегу оз. Чередовая. А рядом с ул.
Сортировочной, появилась ул. Новосортировочнвая, расположеннная
ближе к новому Омск-Сорт.

Следы этих путей вдоль Чередухи можно найти до сих пор Например,
если ехать по ул. 1-я Комсомольская, то на дороге есть характерный
"бугор", подъем и спуск с заброшенной жд насыпи. Вот он.

Так же сохранились следы путей прямо в торец ул. 1-я Комсомольская
со стороны Омск-сорт на высоком склоне. Вот фото южной горловины
Омск-Сортировочного.

3. Последняя переделка Омск-сорт была связана с закрытием путей
вдоль оз Чередовое и открытия, соотвественно, новой обводной жд.
Из-за это пришлось полностью менять схему движения поездов и
строить жд путепровод для заезда поездов на Омск-Сорт. В настощее
время этот путепровод полузаброшен, пути под ним разобраны.

На месте старой Сортировки был построен небольшой микрорайон,
имевший адрес 1-я тоннельная. Причем этот топоним был дан не от
брошенного жд путепровода, а от еще дореволюционного тоннеля в
створе нынешней ул. 1-я Советская - 1-й Красной Звезды. К
сожалению, осенью 2010 года микрорайон оказался полностью
уничтожен. Отчего , почему и зачем это произошло - совершенно
непонятно (фото не мое)

Когда заброшенный путь с различимыми под снегом шпалами
пересекает неожиданно возникшую прямо перед носом улицу, ведущую в
самый настоящий тупик, нужно сворачивать. А рядом стоят четыре
аккуратных, хотя и потрепанных дома, в которых живут не орки, а
вполне добропорядочные граждане Гондора. Их никто не трогает -
время зверских набегов на Осгилиат и Минас-Тирит далеко в прошлом,
и жители этих домиков, когда-то стоявших прямо рядом с потоками
транспорта и даже мощных боевых машин, спокойно трудятся днем на
работе, а вечером спешат (пешком или на авто - ближайшие остановки
общественного транспорта далековаты) к своим очагам.
Увы, вот фото этого же места сегодня. Обращаю внимание на
столбы - они стоят точно так же! А домов нет - Мордор поглотил и
уничтожил их!

Давно нет и самой Сортировки. В этом году исполнится 15 лет с
момента ликвидации станции, оформленного указом.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 августа 1996 г. № 329-р
О ЗАКРЫТИИ СТАНЦИИ ОМСК-СОРТИРОВОЧНЫЙ
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
В связи с незначительным объемом погрузки, выгрузки вагонов,
закрытием сортировочного комплекса и с целью сокращения
непроизводительных расходов разрешить Омскому отделению
Западно-Сибирской железной дороги закрыть станцию
Омск-Сортировочный по п. 3 Тарифного руководства № 4 МПС с
включением ее в состав станции Омск-Пассажирский с сохранением всех
железнодорожных услуг для грузоотправителей, грузополучателей.
Глава Администрации
(Губернатор) области
Л.К.Полежаев
От всей станции живым остается только вагоно-"чинильное" депо
ВЧД-2, пути на Энергоучасток, пути на Телезавод и немного путей
ТЭЦ-2. Выходы и входы на станцию ликвидированы, в живых остался
только самый изначальный путь-соединялка ст. Омск-Сорт и Омск-Пасс,
обозначенный на карте 1917 года.
Вот еще несколько фото
Закат на Омск-сорт (фото не мое)

Пути ВЧД-2 Омск-Сорт. Одно из немногого, что осталось от станции.
Пути забиты сломанными вагонами (фото не мое). ВЧД-2 уверенно
держит 2-е место на ЗСЖД по объему ремонтных работ.

Северная горловина Омск-Сортировочного. Выход и подъем к
Трансибу

Единсвтенное, что живое в северной части станции - пути с ТЭЦ, что
раньше вели на Омск-Сорт и к Трансибу, пришлось "затупиковать".

Пути на юге - полуживые. Осталось два крайних - первый и последний
пути Омск-Сортировочного. Первый используется для проезда на
Энергоучасток. Последний, с лругого края станции - когда-то вел на
территорию Телезавода, по ним еще 1,5 года назад подвозили мазут
для котельной. Но с переводом ее на газ пути бросили на произвол
судьбы. Использовать их уже нельзя.

Мертвая станция, ее сердце, место сортировочной горки. Вагоны
катились с нее с севера на юг. Основной заход на Омск-Сорт был с
востока.

Последнее, что связывает Омск-Сорт и основной ход Трансиба.
Соединялка "Омск-Сорт - Омск-Пасс". Справа - ТЭЦ-2, слева - КБТМ,
сзади - ВЧД-2

Так было в 2011 году. После я нашел схему станции Омск-Сорт https://omchanin.livejournal.com/1880898.html
Как это обычно бывает в России — сначала все снесли и разграбили, а затем вбухали огромные деньги в строительство на месте станции базы и офиса ПЧ-3, базы жд «снегочистов».



Вот она сверху

Жаль, нет свежих фото оттуда
|
</> |