
за стремленье запомнить пейзаж, способный обойтись без меня


Небольшой рассказ о наводнениях в Венеции – откуда там берется столько воды, почему она не уходит и можно ли с этим что-то сделать.
Вода, которая раньше была основой богатства Венецианской республики, сейчас медленно разрушает Венецию. Основная причина наводнений — ветровой нагон воды, разрушение плавней и активный дренаж заболоченных низин. Аcqua alta – высокая вода, ранее наблюдалось на самой низкой части Венеции, площади Святого Марка, в среднем девять раз в году. Сейчас – 90-100 раз в год. Добавлю, что максимальная высота островов Венеции не превышает двух метров над уровнем моря. В этом году вода в шестой раз за 1200 лет проникла в святая святых города – собор Святого Марка. Соленая вода разрушает кирпичную кладку и мрамор и каждый год примерно тысяча венецианцев покидает родной город. Население Венеции сократилось со 175 тысяч в послевоенные годы до 55 тысяч человек сегодня
Ущерб, причиненный ноябрьским наводнением, оценивается в сотни миллионов евро. Двое человек погибли, несколько дней были закрыты школы. Аcqua alta смыла большинство причалов у гостиниц, поэтому постояльцам приходилось садиться в лодки и водные такси через окна. Гостиничные номера на первых и цокольных этажах были затоплены, так что гостям Венеции пришлось переселяться на более высокие этажи.

Вода приходит в венецианскую лагуну через три пролива – Лидо, Маламокко и Кьоджа. Узость этих пролив затрудняет не только приток, но и отток воды во время паводков. Для защиты Венеции от постоянных наводнений в настоящее время осуществляется проект MOSE (Modulo Sperimentale Elettromeccanico – Экспериментальный электромеханический модуль). MOSE это еще и Моисей, перед котором воды расступились.

Проект «Моисей» – это 78 ярко-желтых стальных мобильных шлюзов размером 20×30×5 м и весом 300 тонн. Они установлены в трех узких каналах, соединяющих Венецианскую лагуну с Адриатическим морем: два ряда из 21 и 20 шлюзов в северной и южной оконечностях острова Лидо, 19 в Маламокко и 18 в Кьодже.

Реализация проекта MOSE началась в 2003 году. Из-за экономического кризиса окончание работ постоянно откладывалось. Сначала планировалось завершить их в 2011 году, потом – в 2014, 2016, 2018, 2020, 2022 году. Стоимость проекта за это время возросла с 1,6 до 7 млрд евро.

«Моисей» должен защищать Венецию от сильных наводнений, когда вода в лагуне поднимается на 110 см и выше. В нормальном состоянии наполненные водой полые шлюзы лежат на дне. При повышении уровня воды закачиваемый в них воздух вытеснит воду. Шлюзы поднимутся под углом примерно 45° и отгородят лагуну от моря. Подъем шлюзов в рабочее положение займет около 30 минут, а опускание – 15. Проектировщики предусмотрели разные режимы работы модуля: как полное перекрытие всех каналов одновременно, так и частичное отдельных. Стоимость поддержания шлюзов в рабочем состоянии оценивается в €100 млн.

Главная беда «Моисея» – коррупция. Речь идет о подкупе, откатах, вымогательстве и отмывании денег. Финансовая полиция арестовала в 2014 году в общей сложности 35 человек, так или иначе связанных со строительством. Среди них как строители, так и политики с чиновниками. Другая проблема состоит в том, что проект уже устарел. Его делали более трети века назад, когда еще никто не знал о глобальном потеплении и о резком увеличении скорости подъема уровня морей и океанов. Поэтому специалисты сейчас говорят не о стопроцентном спасении Венеции от наводнений, а об отсрочке в несколько десятков лет, за которые нужно будет придумать новую систему шлюзов.
При проектировании «Моисея» предполагалось, что шлюзы будут подниматься не более 20 раз в год, а все остальное время будут лежать на дне. Однако с учетом скорости поднятия уровня воды уже не в самом отдаленном будущем их придется поднимать так часто, что они превратятся в перманентную защитную стену. С одной стороны, шлюзы позволят городу выходить сухим из воды, но с другой – спровоцируют экологическую катастрофу и превратят лагуну в зловонное болото, потому что приливная вода, уходя обратно в Адриатику, очищает воду от вредных примесей.
В два первых десятилетия XX века в Венеции было пять наводнений, при которых вода поднималась более чем на 110 см. Но за два первых десятилетия XXI века таких наводнений было 130
via
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
</> |
