За рекой, в тени деревьев. Эрнест Хемингуэй

48. Книга или фильм автора, к которому вы давно не возвращались
За рекой, в тени деревьев. Эрнест Хемингуэй / Across the River and into the Trees by Ernest Hemingway / 1950

Осенняя Венеция. Холодная, но при этом не менее величественная и прекрасная... Что влечет сюда главного героя — пожилого полковника...
У меня вызывает некоторый дискомфорт, что человек 50 лет — пожилой полковник! Надеюсь, что не сильно, хотя по испытаниям, выпавшим на его долю, хорошо сохраниться было сложной задачей.
Этот роман Хемингуэя — настоящая поэма любви к Венеции, к каждому достоинству этого великого города и недостатку, к каналам и ветру, к площади Сан-Марко и плохому кофе, к отсутствию деревьев и каждому замшелому камню, помнящему дожей. Для тех, кому удалось там побывать (мне удалось), всё очень узнаваемо, атмосфера вапоретто, рыночков, кафе и отелей, общего величия этого города.
И жизнь полковника, про которую мы узнаем многое, тоже, как Венеция, пережила много битв и превратилась из генерала в полковника. Я думаю, это сознательная аналогия и шутка мастера.
Понравилась ирония, легкая снисходительность, при этом есть и жесткие моменты воспоминаний. Контраст играет.
Итого, роман, который окунает тебя в ностальгию, в чужую жизнь и пытается понять, что есть вечность в городе и душе.
4/5
За рекой, в тени деревьев / Across the River and Into the Trees / 2022

Американский полковник Ричард Кантуэлл пережил два сердечных приступа. Третий наверняка окажется последним, поэтому главный герой решает отправиться в Венецию, чтобы снять стресс, поохотиться на уток и вспомнить события двух мировых войн.
На мой вкус, не получилось.
Главная проблема в том, что, сохранив многие элементы книги, почти все движения, встречи, разговоры и события, при этом полностью потеряв иронию. И кино сразу проигрывает книге по всем фронтам. Остается грусть и Венеция. Слишком депрессивно, слишком не соответствует духу романа. Да и духу Венеции — древнего города, который переживал взлеты и падения, который видел нищету и богатство. В определенном смысле и в этом есть рифма — графиня богатая духовно, но финансово нищая и наоборот, полковник, потерявший волю к жизни и располагающий средствами. Опять же в фильме это слегка утеряно.
Снято красиво, но без особых изысков. Всё крепко, профессионально, не более.
Итого, возможно, без моего багажа книги, кино сильно понравится своей меланхоличностью и Венецией, меня же оно слегка огорчило из-за потери духа произведения.
6/10