За польский Львов!
vikond65 — 09.11.2023Когда в Валлонии и Фландрии еще гремели последние залпы Первой мировой войны, на востоке Европы уже развернулся кровавый дележ наследства бывшей Австро-Венгерской империи. 2 ноября 1918 года разгорелись ожесточенные бои между поляками и украинцами за Львов, который и те, и другие считали своим. Впрочем, у поляков на это было гораздо больше оснований, поскольку они в те времена составляли 60% населения города. Еще 30% приходилось на евреев, а на украинцев - всего 10%.
Ровно 105 лет назад, 9 ноября 1918 года, поляки, дравшиеся за Львов, ввели в бой свою козырную карту - самодельный танк "Кресовец" (Kresowiez - "пограничник"), сделанный по проекту инженеров Вильгельма Люцке-Бирка и Витольда Аулиха в контролируемом польскими ополченцами городском железнодорожном депо. Впрочем, по другим данным, это произошло гораздо позже, уже в начале 1919 года.
К сожалению, никакой технической документации по этому трехколесному бронемонстру не сохранилось. Предположительно, он был сделан на базе мотоплуга "Прага" К5 с четырехцилиндровым бензиновым мотором мощностью 32 л.с., либо - на основе аналогичного "Прага Эксельсиора" с 40-сильным двигателем. Такие плуги выпускали в Чехии с 1913 года и до начала мировой войны успели сделать несколько десятков штук, после чего их производитель - завод "Эрсте Бохемише Машиненфабрик" перешел на выпуск военной продукции.
Один из плугов купил какой-то прогрессивный польский помещик, чье имение находилось неподалеку от Львова. Неизвестно, каким образом ему удалось сохранить машину в военном лихолетье, несмотря на ожесточенные бои российской и австро-венгерской армий, шедшие в окрестностях города.
А в 1918 году он, проникшись патриотическими чувствами, подарил ее польским повстанцам. Мотоплуг доставили в депо и там смонтировали на нем бронекорпус, склепаннный из листов котельного железа толщиной 10 мм.
В амбразуре лобового листа и в двух боковых спонсонах установили три немецких станковых пулемета LMG-08 "Шпандау", обеспечивших "танку" круговой обстрел, а на крыше смонтировали обзорную командирскую броневую башенку. Экипаж состоял из пяти человек: командира, механика-водителя и трех пулеметчиков.
Украинцы благодаря своей агентуре заранее узнали о постройке поляками этого "вундерваффе" и подготовились к его появлению, перекопав траншеями львовские улицы, по которым проходила линия противостояния. Из-за колесной схемы мотоплуга, предназначавшегося для движения по пашне, даже полуметровая канава являлась для него непреодолимым препятствием, поскольку в ней застревало маленькое рулевое колесо.
Поэтому "Пограничник" существенной роли в боях не сыграл и использовался только как подвижная пулеметная точка для огневой поддержки наступающей польской пехоты. Тем не менее, к 22-му ноября поляки полностью освободили Львов, выбив из него украинских боевиков. К сожалению о дальнейшей судьбе первенца польского танкостроения ничего не известно. На заставке - "Кресовец" со стороны моторного отсека.
Создатели и члены экипажа "Кресовца". Справа - Витольд Аулих. Фото его соавтора - Вильгельма Люцке-Бирки я не нашел.
Мтоплуг "Прага К5" - вероятное шасси первого польского колесного танка.
Еще одна возможная кандидатура - мотоплуг "Прага-Эксельсиор".
Чертеж "Кресовца", сделанный по фотографиям.
Трехмерная компьютерная модель бронехода.
|
</> |