Альбатрос из Водоходов
vikond65 — 05.11.202355 лет назад, 4 ноября 1968 года, впервые поднялся в воздух прототип чехословацкого учебно-тренировочного, а впоследствии - учебно-боевого самолета Аэро Л-39 "Альбатрос", разработанного в КБ авиазавода "Аэро Водоходы", который находится в одноименном поселке неподалеку от Праги.
Машина оказалась весьма удачной. В 1971 году она была запущена в серию и принята на вооружение чехословацких ВВС, а в следующем году - утверждена в качестве единого УТС стран Варшавского договора. Только поляки не согласились этим решением и продолжали клепать собственный учебно-тренировочный самолет TS-11 "Искра". Но сейчас речь не о нем.
"Альбатрос" выпускался в Водоходах с 1970 по 1999 год и был растиражирован в количестве 2948 экземпляров, что для чехов - очень солидная величина. Интересно, что для себя они построили всего 77 таких машин, а подавляющее большинство ушло на экспорт. "Альбатросы" разлетелись по всему "социалистическому" миру, а также по многим африканским и азиатским государствам. Л-39 эксплуатировались в ВВС 43-х стран, из которых 30 продолжают использовать их до сих пор.
В российских летных училищах, несмотря на поступление в XXI веке гораздо более современных УТС Як-130, которых построено уже 160 штук, все еще применяются более сотни "Альбатросов". Крупным эксплуатантом является Украина, где к началу СВО насчитывалось 30 исправных Л-39 (впрочем, сейчас наверняка уже меньше), а также - Алжир (43 штуки), Таиланд (27), Куба (25) и Нигерия (23). Еще восемь стран имеют от 10 до 20 строевых экземпляров.
А фирма "Аэро Водоходы" после почти 20 летнего перерыва запустила в 2015 году новую программу "Альбатрос" L-39 NG (Next Generation), которая предусматривает коренную модернизацию существующих машин и постройку новых, с обновленной авионикой, топливной системой и американскими двигателями "Вильямс", вместо советских АИ-25.
Однако особых восторгов у потенциальных покупателей эта программа не вызвала. На сегодняшний день удалось удалось собрать заказы всего на 42 самолета: 12 - от Португалии, 12 - от Вьетнама, 12 - от Венгрии и шесть - от Ганы. Причем ни одна из этих машин, пока что, не поставлена заказчикам.
На заставке - первый опытный экземпляр Л-39 в чешском авиамузее.
Российский "Альбатрос" в штурмовом варианте с блоками НАР С-5.
Звено российских морских "Альбатросов".
Российский морской "Альбатрос" после взлета набирает высоту, одновременнно убирая шасси.
Л-39 чешских ВВС с подвесными топливными баками.
Л-39 ВВС ГДР в варианте буксировщика воздушных мишеней.
Л-39 украинских ВВС в новом "пиксельном" камуфляже.
Л-39 белорусской пилотажной группы в декоративной окраске.
"Альбатросы" российской пилотажной группы "Русь".
"Альбатросы" американской пилотажной группы "Патриоты".
L-39 NG в очень выпендрежном "киберпанковском" камуфляже. Как видите, самолет не имеет баков на концах крыла, а горючее залито непосредственно в крыло.
Стандартная окраска российского "Альбатроса" с новыми опознавательными знаками.
"Альбатросы" чеченских (дудаевских), эстонских и литовских ВВС.
|
</> |