
За криминал в Средние века судили даже животных


Жизнь людей в Средневековье была не такой удобной как сегодня. Еще менее комфортной она была для братьев наших меньших, которых в те далекие времена не стеснялись таскать по судам. Существуют данные о, по меньшей мере, 85 судебных процессах, в которых ответчиками выступали животные.
Все средневековые процессы над животными можно подразделить на две большие группы: подведомственные светскому суду и церковному. В первом разбирались дела домашней скотины: свиней, коров, лошадей; во втором судили паразитов: крыс, мышей, саранчу, жуков-долгоносиков и прочих вредителей, уничтожавших посевы и виноградники.
Домашние звери, находившиеся на службе у человека, могли быть арестованы, подвергнуты допросу, приговорены и казнены (только, если их признали виновными!). Фактически, на них налагались все те же обязанности по отношению к государству, как и на любого другого члена крестьянского или фермерского хозяйства. Непосредственно в зал суда их, как правило, не волокли, а брали под стражу и держали в темнице или оставляли у хозяина, чтобы не занимать помещения.
Что касается насекомых и грызунов, то тут городские власти были бессильны, потому что эти виды фауны им не подчинялась (хозяином их, понятное дело, был аццкий сотона или Вольдеморт). В делах связанных с этой живностью просьбу о заступничестве обращали к священнослужителям. Поскольку Церковь не в пример муниципалитетам обладала гораздо большей властью (данной от Бога и все такое), справедливо полагали, что только ей под силу повлиять на саранчу и заставить ее убраться восвояси. Если саранча не улетала, ее наказывали еще сильнее — отлучали от церкви и проклинали.

Чаще всего за решетку по обвинению в членовредительстве и убийстве попадали свиньи. В Средние века они свободно бродили по городским и деревенским улицам и питались отбросами, в большом количестве эти улицы наполнявшими. Нередки были случаи, когда хавроньи сваливали корзины или прилавки со снедью, на которых бестолковые мамаши оставляли детей. Сброшенную капусту вместе с младенцами свиньи, естественно, поедали. Большинство процессов по поросячьим делам кончалось смертным приговором. Око за око, как говорится. В 1326 году осужденную на казнь свинью нарядили в фартук, перчатки, привязали к ней ящик и надели маску, изображающую человеческое лицо. Видимо, чтобы иллюзия была полной.
Не только свиньи испытали на собственной шкуре железную лапу закона. В 1474 году суд признал петуха виновным в «чудовищном преступлении» — формулировка из протокола — за то, что он снес яйцо. Вердикт — высшая мера. Крыс, поселившихся в подполе, сначала письменно, для пущего эффекта не стесняясь в выражениях, просили покинуть помещение по доброй воле. Если хитрые твари не реагировали, их, с разрешения суда, изводили доступными способами (травили, в основном).
В Марселе в 1596 году состоялся судебный процесс над дельфинами. Епископа Кавайонского попросили выйти на берег и молитвой прогнать косяк дельфинов, заплывший в бухту и распугавший местным рыбакам всю рыбу. Согласно очевидцу, прелат обратился к дельфинам и именем Господа приказал им убраться из бухты и никогда в нее не возвращаться. Дельфины вняли проникновенной речи и уплыли в неизвестном направлении. Справедливость восторжествовала, а кроме этого удалось избежать массовой казни.
В дальнейшем процессы над животными как-то сошли на нет. Уже в 17 веке Церковь окончательно выяснила, что у животных все-таки нет души, поэтому ответственность за свои поступки они не несут. К тому же и воспитательная функция у судебных процессов прямо скажем хромала. Сегодня казнили одну свинью, а завтра (условно говоря) на ее место приходила другая и снова поедала лежащих без присмотра младенцев. Заметили еще, что наказывать хозяев животных ни в пример эффективней. Убоявшись закона и конфискации, они стали закрывать свиней в хлевах, те перестали жрать детей, и суды на животными стали не нужны. Вот такая история...
А как вы боретесь с вредителями в саду и на даче?