За кадром фильма «Есения»: Феномен лидера советского кинопроката
vitkvv2017 — 20.12.2019Наверное, современным зрителям название этого фильма ни о чем не говорит, а в 1970-х гг. советские женщины называли своих дочерей экзотическим именем Есения в честь главной героини этой мексиканской мелодрамы. Фильм стал абсолютным рекордсменом советского кинопроката за все время его существования – в 1975 г. его посмотрели больше 90 млн человек! В списке самых кассовых фильмов «Есения» оставила позади даже кинохиты «Пираты ХХ века» и «Москва слезам не верит». Чем же так впечатлила наших зрителей эта мексиканская мелодрама?
Кадры из фильма *Есения*, 1971 | Фото:
dubikvit.livejournal.com
Сюжет фильма был довольно незамысловатым: главная героиня Есения
была рождена вне брака, и в младенческом возрасте ее дед отдал ее в
цыганский табор, чтобы скрыть позор своей дочери. О том, что на
самом деле она – не цыганка, а представительница знатного рода,
девушка узнает много лет спустя, когда встречает офицера Освальдо и
собирается выйти за него замуж. На пути влюбленных появляется
множество преград, но они их преодолевают и в финале
воссоединяются.
Постеры фильма | Фото: kino-teatr.ru, sb.by
Кинокритики были озадачены феноменальным успехом мексиканской
мелодрамы с предсказуемым сюжетом у советских зрителей – ведь
«Есения» побила все рекорды проката и обошла и зарубежные, и
отечественные кинохиты. Она оставила далеко позади и невероятно
популярные в СССР индийские фильмы «Зита и Гита», «Танцор диско»,
«Бродяга», и итальянский фильм «Укрощение строптивого», и
отечественную классику: «Джентльмены удачи», «Человек-амфибия»,
«Новые приключения неуловимых», «Операция «Ы» и другие приключения
Шурика», «Экипаж», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»,
«Москва слезам не верит», «Пираты ХХ века».
Кадр из фильма *Есения*, 1971 | Фото: sb.by
Рецензия журнала «Советский экран» на мексиканскую мелодраму
начиналась с таких строк: «В редакцию приходят возмущенные
письма: в нашей городской газете обругали «Есению». Мы смотрели,
плакали, испереживались все и еще раз пошли, а в газете обругали.
Восстановите, пожалуйста, справедливость, похвалите этот
замечательный фильм». Культуролог завершал публикацию таким
выводом: «Есения» и ей подобные картины, на мой взгляд, мешают,
ибо они, так сказать, выдают себя за симфонический концерт. Как же,
любовь, переживания и даже социальное неравенство влюбленных, слезы
и страсти! Мешают именно потому, что их воспринимают эмоционально.
Только эмоции эти сродни тем, что мы испытываем на аттракционах в
парке культуры и отдыха. Там ведь тоже страшно, когда тебя крутят и
вертят в трех измерениях, смешно, когда видишь собственное лицо в
кривом зеркале, и вообще переживаний сколько угодно, даже устаешь.
У зрителя «Есении» эмоции вызываются примерно такими же простыми и
безотказно действующими средствами, и печально не то, что средства
эти действуют безотказно, а то, что их привыкают считать средствами
искусства. Если хотите, самое огорчительное – это как раз письма в
редакции, ибо их авторы искренне верят, что видели замечательный
фильм, произведение искусства».
Жаклин Андере в фильме *Есения*, 1971 | Фото:
kino-teatr.ru
Размышляя над феноменом популярности «Есении», критики указывали на
точное попадание в сюжет, интересный советскому зрителю: история,
напоминающая сказку о Золушке, тема «своего среди чужих, чужого
среди своих», счастливый финал. Кроме того, на тот момент зритель
еще не был избалован большим количеством зарубежной кинопродукции,
довольствуясь немногочисленными итальянскими и французскими
комедиями, восточногерманскими вестернами и индийскими мелодрамами.
Крайне далекие, на первый взгляд, реалии Мексики середины ХIХ века
вдруг оказались очень близки по духу советскому зрителю. Антураж
был экзотическим, а вот чувства и поступки персонажей были
абсолютно понятны. Этими же факторами критики объясняли и большой
успех первых мексиканских и бразильских мыльных опер, появившихся
на советском телевидении десятилетием позже.
Постеры фильма | Фото: dubikvit.livejournal.com,
sb.by
Цыганская тема в середине 1970-х гг. стала очень популярной: после
выхода фильма «Есения» женщины называли своих дочерей в честь
главной героини, в моду вошли цыганские платья и цветастые длинные
юбки, некоторые модницы даже ходили в кинотеатры с блокнотами и
карандашами, чтобы зарисовать с экрана наряды главных героинь. Эту
тему подхватили и отечественные режиссеры: спустя год лидером
проката стала еще одна цыганская мелодрама – «Табор уходит в небо»
Эмиля Лотяну, а еще через 3 года на экраны вышел «Цыган»,
пользовавшийся у зрителей огромным успехом.
Жаклин Андере в фильме *Есения*, 1971 | Фото:
kino-teatr.ru
Главную роль в фильме исполнила 32-летняя мексиканская актриса
Жаклин Андере (хотя ее героине по сценарию было 20 лет). «Есения»
принесла ей мировую популярность. По словам актрисы, это была
«знаковая и важная роль, которая принесла долгожданный успех и
признание». Жаклин говорила, что в чем-то очень похожа по характеру
на свою героиню: «Я очень самоуверенная и активная и могу
сказать, что сошла бы с ума, если б сидела без дела».
Мексиканская актриса Жаклин Андере | Фото:
kino-teatr.ru
С актером Хорхе Лаватом, исполнившим роль офицера Освальдо, они
выглядели на экранах идеальной парой, но в жизни их связывали
только профессиональные отношения. За 3 года до съемок актриса
вышла замуж за актера, сценариста и продюсера Хосе Мария Фернандеса
Унсайна, с которым прожила в счастливом браке 30 лет, вплоть до
смерти супруга в 1997 г. На следующий год после триумфа «Есении»
Жаклин Андере стала матерью. Ее дочь Шанталь пошла по ее стопам и
тоже стала актрисой. После выхода «Есении» Жаклин продолжала
сниматься, став в 1970-х гг. настоящей дивой телесериалов (в ее
фильмографии их около 80), но ни одна из ее работ не смогла
повторить феноменального успеха «Есении». В прошлом году актриса
отпраздновала свой 80-летний юбилей и порадовала поклонников новой
киноработой.
Жаклин Андере | Фото: kino-teatr.ru, sb.by
Мексиканская актриса Жаклин Андере | Фото: kp.ru
Актер Хорхе Лават, исполнивший главную мужскую роль, тоже построил
успешную кинокарьеру в Мексике. Он дебютировал в 25 лет, а мировую
популярность получил в 37, после съемок в «Есении». После этого он
продолжал сниматься в сериалах, всего в его фильмографии – около 80
работ. В 2011 г. после перенесенной инфекционной болезни
позвоночника актер впал в кому и через несколько дней
скончался.
Хорхе Лават в фильме *Есения*, 1971 | Фото:
kino-teatr.ru
Мексиканский актер Хорхе Лават | Фото:
kino-teatr.ru
Сегодня «Есению» редко показывают по телевидению, а современные
критики высмеивают ее банальный мелодраматический сюжет со
стандартным набором мотивов «запретная любовь», «разлука», «измены
и предательства», «неизлечимая болезнь» и пр. и осуждают советских
кинопрокатчиков за потакание невзыскательным вкусам неискушенной
аудитории, но факт остается фактом: этот фильм стал суперхитом
1970-х гг. и абсолютным лидером советского проката – и его успех
говорит сам за себя. В США «Есения» не завоевала популярности, а
вот фурор произвела не только в СССР – в Индии, Китае и Южной
Америке этот фильм посмотрели миллионы зрителей.
Кадр из фильма *Есения*, 1971 | Фото: kino-teatr.ru
https://kulturologia.ru/mosaic/