За кадром фильма "Дело было в Пенькове"
amarok_man — 03.11.2022
4 декабря 2009 г. ушел из жизни знаменитый актер Вячеслав
Тихонов. В народе его называли «Штирлиц», а сам он главной работой
в своей кинокарьере считал роль Матвея в фильме Станислава
Ростоцкого «Дело было в Пенькове». В образе деревенского
тракториста-хулигана, к тому же попавшего в тюрьму, утонченного
интеллигента никто не представлял, и в успех фильма мало кто
верил.
Но результат поразил всех. Мелодрама стала признанной
классикой советского кино, песня «Огней так много золотых» ушла в
народ, а вот актриса, сыгравшая главную роль, вскоре пропала не
только с экранов, но и из страны…
Сценарий был написан на основе повести Сергея Антонова,
опубликованной в 1956 г. Этот фильм стал второй полнометражной
режиссерской работой Станислава Ростоцкого после фильма «Земля и
люди». На роль Матвея Морозова изначально был утвержден Сергей
Гурзо, но когда съемки уже начались, режиссер принял решение
заменить главного героя. Так в фильме появился Вячеслав Тихонов.
Руководству киностудии им. Горького такой выбор Ростоцкого казался
странным – никто не представлял актера с аристократической
внешностью в роли деревенского жителя, до этого ему доставались
исключительно образы благородных, утонченных, интеллигентных
героев. А тут предстояло сыграть тракториста, дебошира, да еще и
заключенного!
Тем не менее, Тихонов не только оправдал надежды режиссера, но
и превзошел их! С этого фильма началось длительное сотрудничество
режиссера и актера, переросшее со временем в крепкую дружбу.
Тихонов признавался: «Может, это и покажется странным, но основную
роль в моей актерской судьбе сыграл фильм «Дело было в Пенькове»…
«Дело было в Пенькове» – это по счёту седьмая картина, а по
существу первая: она до сих пор остается моей лучшей ролью.
Вот с неё я и начался. Станислав Ростоцкий дал мне путевку и в
большое кино, и, можно сказать, в жизнь. Я ему за это очень
благодарен. С «Пенькова» началась наша настоящая мужская дружба,
которая длилась много лет, до самой смерти Станислава Иосифовича. Я
и сейчас чувствую, как мне его не хватает». После «Пенькова»
Тихонов снялся еще в четырех фильмах Ростоцкого, неоднократно
демонстрируя всю широту своего актерского диапазона
Многих удивил и выбор актрисы на главную женскую роль –
зоотехника Тони, приехавшей в деревню Пеньково после окончания
института в Ленинграде. На эту роль претендовали многие известные
актрисы, признанные красавицы. Но когда Ростоцкий впервые увидел в
павильоне Майю Менглет, скромно сидевшую на чемоданчике в углу,
пока проходили пробы другой актрисы, он был покорен. Именно такую
героиню он и искал – робкую, трогательную и кроткую.
Для Майи Менглет эта роль была первой, и члены худсовета
сомневались в том, что 22-летняя дебютантка справится с главной
ролью. Но после премьеры фильма «Дело было в Пенькове» Майя
неожиданно для самой себя стала звездой всесоюзного масштаба. А
когда она впервые появилась на зарубежном кинофестивале, ее назвали
советской Софи Лорен – они действительно были чем-то похожи
Позже Майя Менглет признавалась, что на самом деле была
абсолютно не похожа не свою героиню: «Признаюсь честно, в молодости
у меня был не такой спокойный характер, как у Тони из фильма «Дело
было в Пенькове», а скорее, как у ее соперницы – Ларисы… По
отношению к своему мужу, Леониду Сатановскому, я позволяла себе
выходки, которые другой бы не стерпел, плюнул бы и ушел к чертовой
матери». В дебютантку влюбились тысячи зрителей.
Говорят, даже режиссер не смог перед ней устоять. Светлана
Дружинина, которая сыграла роль жены Матвея Ларисы, рассказывала:
«Ростоцкий был увлечен ею. На съемках подобные истории случаются.
Порой так и рождаются звезды… А Ростоцкий еще и по природе своей
был невероятно увлекающимся… Он ведь Пигмалион. Все мужчины-творцы
– Пигмалионы. Они создают статую, влюбляются в нее. А потом эта
статуя становится неинтересной и творец возвращается «в свое
стойло»…»
Все ожидали, что фильм «Дело было в Пенькове» станет
трамплином удачной кинокарьеры Майи Менглет, но этого не случилось.
В 1960-1970-х гг. она продолжала сниматься в кино, но таких ярких
ролей, как Тоня, ей больше не доставалось.
К тому же на первом месте для нее всегда оставался театр, и
если перед ней стоял выбор: съемки в кино или репетиции в новом
спектакле, она всегда выбирала второе. До середины 1990-х гг. Майя
продолжала время от времени сниматься, но ее приглашали все реже и
реже. В это же время начались и сложности в театре с приходом
нового руководства, и в 2002 г. им с мужем, актером Леонидом
Сатановским, пришлось оттуда уволиться
Еще в 1970-х гг. за границу уехал старший сын Майи – он
женился на студентке МГУ, которая была родом из Германии, и уехал
вместе с ней в Гамбург. Позже эмигрировать решил и младший сын. Оба
они поселились в Австралии и предложили родителям переехать к ним.
Так «зоотехник Тоня» стала жительницей Мельбурна. Позже она
рассказывала: «Первое время жили тяжело, очень тоскливо! Леня
вообще впал в депрессию, мне было больно на него смотреть. Круг
общения резко сузился, у сыновей ведь свои дела, свои семьи… Потом,
слава богу, нам позвонили из Русской театральной труппы в
Монреале.
Светлана Дружинина в фильме *Дело было в Пенькове*, 1957
Мы стали играть в спектаклях, ездить на гастроли,
почувствовали себя востребованными. Правда, через несколько лет
пришлось свернуть эту деятельность, стало тяжело. Со временем мы
привыкли к Австралии»
На роль жены главного героя претендовали Нонна Мордюкова
(которая и в реальной жизни была женой Тихонова) и Людмила Хитяева,
но режиссер и тут отдал предпочтение не известным актрисам, а
22-летней студентке Светлане Дружининой.
На пробах ей приходилось играть сцену страстного поцелуя с
каждым из претендентов на роль Матвея. В конце концов актриса
взбунтовалась: «Я сказала: «Я не буду больше пробоваться! Если вы
меня ещё раз заставите целоваться до конца, по-настоящему, я
никогда не выйду замуж». Когда пробы наконец завершились, Ростоцкий
поинтересовался у Светланы Дружининой и Майи Менглет, кого из
претендентов они бы сами выбрали. Обе, не сговариваясь, указали на
Тихонова: «Он очень красивый!»
Когда фильм уже был готов, цензура не хотела выпускать его на
экраны – фильм позорил колхозников: главный герой мало того, что не
передовик, так еще и хулиган и неверный муж, его жена чуть не
становится отравительницей, а присланный возрождать село зоотехник
Тоня, вместо того, чтобы делом заниматься, соблазняет женатого
тракториста! И все трое слишком утонченны и ухожены для деревни
(хоть режиссер и запрещал актрисам краситься)! Но несмотря на все
возражения худсовета, фильм показали партийному начальству, и его,
на удивление, одобрили!
Визитной карточкой фильма стала песня «Огней так много
золотых». Автором стихов был поэт Николай Доризо, но он долгое
время не мог найти композитора – все отказывались писать музыку к
тексту, который казался им аморальным! Когда съемки уже
завершились, композитор Кирилл Молчанов все же написал песню о том,
как «я люблю женатого». Она оказалась настолько хороша, что
режиссер даже решил доснять целую сцену, чтобы эта песня вошла в
фильм. Время показало, что он не ошибся!
После выхода фильма на экраны зрители завалили режиссера
письмами с просьбами изменить финал – всем очень хотелось, чтобы
главный герой остался с Тоней, а не возвращался к жене. В итоге
Ростоцкий решил оставить все без изменений: «У этой картины финала
нет. Подобные истории были и будут случаться всегда. Так что пусть
каждый сам додумывает судьбу героев, а я умываю руки…»
https://kulturologia.ru/blogs/041219/44831/