За что я не люблю свой город?
evstifeev — 24.10.2010 Считайте, что манифест такой, что ли. Не знаю...А скорее всего просто мысли. Но это определенная программа.
Думаю, на следующей неделе опубликую это, а пока пусть здесь повисит.
За что я не люблю свой город?
За то, что его пока нет…
Вот и пришло время сказать правду. Может быть, неприятную правду.
В любви к Владимиру мы много раз признавались. Это нетрудно. Это нынче каждый может. Особенно, ежели политик и на выборы идешь. Ну и пусть они идут. А я буду говорить о том, что мне не нравится в моем городе, и за что я его не люблю. Я не политик, на выборы не иду. Мне можно. Тем более, что я очень хочу, чтобы наши политики занимались именно политикой, чтобы депутаты и чиновники делали свою политическую работу. А не только заделывали ямы и ремонтировали трубы. Это как раз совсем не сложно. А вот как научиться управлять городом так, чтобы всем было удобно и красиво, чтобы людям было приятно друг с другом жить, – вот это и есть политика.
А пока не научились – расскажу про то, что не нравится. Тут все очень просто.
Я не люблю свой город за то, что мы все очень любим играть в приличных людей, и очень ценим внешние приличия. До определенного предела, конечно. За спиной, например, без публики, без микрофона, без камеры, анонимно в интернете мы можем говорить любые гадости. И очень любим это делать. Нам это нравится. Нам нравится быть приличными, пока наши шкурные интересы не потянут нас вниз, к падению, к признанию собственной человеческой неполноценности. Но мы себя быстро и легко оправдываем. Ведь никто не скажет нам – нет, это нехорошо, это неправильно. Никто не скажет – этот человек вел себя неприлично в прошлый раз, нахамил горожанам, например. Никто не вспомнит, что этот или иной человек обманул кого-то, не выполнил обещаний, повел себя неэтично. Ничего этого нет. Потому что города нет, и значит – все позволено! В этом географическом месте можно почти все. И мне это не нравится.
Я не люблю свой город за то, что мы привыкли завидовать, завидовать другим странам, другим городам, другим людям. Я не люблю свой город за то, что эта зависть переходит в крайнюю недоброжелательность, черствость, жестокость. Я не люблю свой город за то, что мы много и с удовольствием боимся. Боимся почти всего, но особенно боимся навлечь неудовольствие начальства. Пусть даже это начальство и знать не хочет про нас и наши проблемы. Но мы все равно боимся. Боимся показать свою заинтересованность общественными проблемами, и вовсю делаем вид, что мы - такие деловые, работаем и зарабатываем, все такие независимые и сильные. Тогда как на самом деле слабые и уязвимые.
Я не люблю свой город за то, что почти все, что происходит в городе, делается из зависти и из страха. Это два мощнейших двигателя нашего города. Чтобы что-то сделать, надо всем сказать – а вот в других странах/городах/районах/домах это давно уже есть! Или надо сказать, что начальство сверху в курсе и очень хочет, чтоб именно так было сделано. И тогда может что-нибудь и сдвинется. Просто из зависти и из страха.
Про общее благо, про благо горожан, пользу для конкретного человека вообще лучше не говорить. Это просто бесполезно. Это никого не интересует. Либо страх, либо зависть. Только это и надо использовать, если ты хочешь что-то решить в нашем городе.
Придешь, скажешь – это вот мое мнение, я бы хотел, чтобы было так, так удобнее. А в ответ получишь хамство, претендующее на народную «мудрость»: «Сколько людей, столько и мнений. Недовольные будут всегда. На всех не угодишь». Иди, мол, утрись и не высовывайся.
Поэтому никто и не высовывается почти. А смысл? Все равно задвинут. Поэтому нам уже и не объясняют ничего. Не принято объяснять. Если сити-менеджер - то быстро, просто, без объяснений и лишних фраз. Раз – и сделали. Если фонтан – то тоже быстро и без лишних слов. Захотели – ввели голосование по партийным спискам, захотели – через два месяца переиграли. Почему? Да зачем объяснять, и главное – кому??? Жителям что ли? Да нет их, жителей-то! И города нет. Есть только те, кто обращается во власть и кого власть слышит. Больше власть никого не слышит и никого нет. Но и те, кого власть слышит - тоже не жители города! Они только инструмент для решения проблем самой власти, почва для властного прыжка, гумос для властных свершений. А города так и нет.
Елки, дороги, депутаты, ремонты, выборы, трубы, мэры… Необъяснимая и чужая карусель за наши деньги. И зачем тогда ходить на выборы? Смысл-то какой? Все чужое. Карусель не остановить. Карусельщиков не выгнать. Остается только тихо и зло завидовать. Или мечтать самим встать за рычаг управления этой каруселью. Но далеко не всем этого хочется. Иногда хочется просто понять, что происходит и хоть как-то повлиять на происходящее.
Я не люблю свой город за то, что любые действия человека тут же объясняются его корыстью и криминальными наклонностями. То есть, если кто и высовывается вдруг, то это наверняка за деньги. По-другому и быть не может. Будь то губернатор, мэр, партийный функционер, чиновник, или, особенно, простой горожанин. Про любого активного человека мы сначала скажем, что он просто денег захотел, потом скажем, что уже украл и еще хочет, потом с радостью заявим – а вот ничего у него и не получилось. А мы так и знали. И дальше будем наблюдать из своего укрытия. А города-то нет, город молчит.
Я не люблю свой город за то, что мы превратили его в поле для экспериментов застройщиков, коммунальщиков, дорожников, политиков, в конце концов. За то, что мы смотрим и миримся с тем, как воюют за наше, наше имущество и наследие Музеи и Церковь. Две мирные и культурные организации. Мы всегда в стороне, мы смеемся надо всеми, мы во всем видим корысть и криминал, обман и корысть. Мы наблюдали из укрытий как продавали муниципальные детские сады, продавали недорого и нужным организациям, мы наблюдаем из своих блиндажей, как сейчас делят нашу землю, наш город, которого на самом деле нет.
Смотрим и молчим, и злимся друг на друга. На своего соседа. Люди в троллейбусе, стоящем в пробке, раздражаются и злятся на тех, кто находится в этом же троллейбусе. Люди в очереди в магазине ругаются с тем, кто в этой очереди же и стоит! Люди на улице зло смотрят друг на друга. Города – нет. Есть сообщество невыспавшихся обозленных друг на друга людей, чужих и объединенных только случайным местом географического местонахождения.
Я не люблю свой город за то, что люди, хорошие люди, очень быстро здесь превращаются в злобно-молчаливо-завистливых зверьков, лишь иногда возвращаясь в нормальное человеческое состояние. Я вот тоже, пишу эти строки именно потому, что я сам становлюсь таким зверьком. А как же иначе? Я тоже живу в этом месте, где мог бы быть город, где могли бы жить люди, где граждане могли бы обустраивать свой город. Но пока только показывают друг другу зубы и грызутся за чужие интересы. Значит, это кому-нибудь надо.
Я не люблю свой город за то, что здесь нет ничего своего, кроме соборов и памятников, доставшихся нам в наследство. То есть это не наша заслуга. А больше ничего и нет. Новые дома-коробки, продаваемые неизвестно кому, старые дома, которые уже начинают разваливаться, трубы, вплетенные в пейзаж древнего города, некоторое количество оставшихся работоспособных предприятий. Это почти все, что мы оставим после себя. Еще елки и фонтаны.
Я не люблю свой город за то, что его нет. Я не люблю свой город за то, что нас это устраивает. За то, что власть привыкла жить без города и без горожан и не хочет никаких перемен. Это же очень удобно. Вместо того чтобы строить город, собирать его, складывать, - лучше управлять тем, что есть. И делать вид, что это и есть политика и управление. Тогда как главная задача власти – создавать город, создавать горожан, создавать то, что мы оставим нашим детям. А это трудно. Это даже опасно – потому что если создать город, собрать горожан, вполне возможно, что эти же горожане, сознательные и активные, тебя же и попросят с твоего важного поста. Это нормально для города, но это совершенно исключено в пустоте. Пустота не выдвинет никаких требований, пустота не скажет – довольно, хватит, иди отдохни, дай другим порулить. А город скажет, горожане так скажут. Но пока этого нет.
Можно, конечно, утешаться, что у нас и страны-то нет, не только города. Можно и так. Но мне кажется - совсем чуть-чуть, но все-таки кажется, что у нас есть шанс создать свой город, начать его создавать, чтобы оставить немного и нашим детям, чтобы оставить нашим детям что-то более важное, чем только вставные зубы домов точечной застройки и конный памятник «тщаниями губернатора и градоначальника». Чтобы оставить им город, в котором есть горожане, способные решать свои проблемы, управлять своим городом. Что для этого надо? Думать надо. Не бояться никого. Не завидовать никому. Называть вещи своими именами. Ну, нельзя жить в том же мороке, в котором мы провели все 90-е и нулевые годы. Скоро вообще ничего от города не останется. Все разнесут и раздадут, своим и пришлым.
Пусть все это кажется наивным, идеальным, недостижимым. Пусть политики смеются, пусть депутаты смеются. Им город не нужен. Им нужно пространство и объекты для «отжимания денег». А моим детям нужно совсем другое! Я хочу оставить им Город. В котором они бы сами решали, чем им надо заниматься и как жить.
Я не люблю свой город, за то, что его пока нет. Но у нас есть все шансы стать горожанами и сотворить свой город. И я хочу, чтобы наша власть, депутаты, кандидаты в депутаты предлагали нам не только отдельные скамейки, одинокие пандусы и прочие точечные улучшения. Это нужные вещи, но у нас нет главного. Утюг и пылесос хороши только тогда, когда есть дом. Именно поэтому одинокие точечные улучшения только откладывают создание города. Это, если хотите, взятка за отсутствие города и горожан. Не стоит на это размениваться.
Нам нужны лидеры, политические лидеры, которые объединяют и поддерживают граждан, уважают активных и думающих граждан, а не бьют их по головам, не обманываю и не используют «в темную». Нам нужны такие лидеры, которые живут вместе с нами, думают вместе с нами, а не те, что появляются только когда их самих жизнь прижмет. И выбирать надо думая именно об этом, пока еще есть хоть какая-то возможность выбирать. И действовать надо самим. Только самим.
Иначе города не станет вообще.
Роман Евстифеев,
руководитель ассоциации «Владимирские Интеллектуальные Проекты».
.
|
</> |