За что вырезали Шхем?
marigranula — 14.10.2022 Танах описывает странную историю про резню в ШхемеВид свеху на раскопки Шхема посреди Наблуса:
История идет так : Яков с семьей встали лагерем около Шхема, и его дочь пошла в него погулять. Наследный принц её увидел, изнасиловал, но потом захотел её себе в жёны. Он и его отец, местный царек, пришли к Якову и сыновьям с предложением выдать дочку замуж за принца, обещая за нее выкуп, торговлю, дальнейшие взаимные браки, и землю чтобы жить. Сыновья Якова поставили обрезание для всех мужчин Шхема как условие; и шхемцы его приняли. На третий день после обрезания, сыновья Якова Леви и Шимон напали на Шхем и перебили всех мужчин воспользовавшись их послоперационным состоянием. После этого, Яков испугался мести соседей, но тут Яхве пришел на помощь - он приказал Якову бежать в Бет-эль, при этом изничтожив всех идолов. И в дороге, Яхве навел ужас на соседние народы, и они не решились мстить Якову.
История странная, учитывая особенно что насильственный захват женщин с последующей женитьбой не являются редкостью в Танахе, про наиболее любимого Яхве царя, Давида, Кривин написал так:
И взял Давид Авигею, жену Навала, и сделал ее своей женой, И еще взял Мелхолу, жену Фалтия, и сделал ее своей женой. И еще взял Вирсавию, жену Урии Хатеянина, и сделал ее своей женой. И говорили Давиду: - Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто твоя жена.
В чем же причина включения в Тору этой истории? Мне кажется, что в изначальной истории были смещены акценты: Проблема для семьи Якова была не в замужестве дочки, а в активном взаимодействии с Шхемом - торговля, обмен супругами, и т.д. Постоянная тема, озвученная во всех главах Танаха - это то, что евреи при первой же возможности подцепляют многобожие, как заразу, у соседних народов. Этого то и боялись Яков и сыновья. Некоторые сыновья были готовы пойти на союз в случае если Шхем примет их веру (через обрезание), но Шимон и Леви были настроены более непримиримо, опасаясь, что произойдет обмен религиями. Фигура Леви для нас здесь особенно интересна, так как потомки Леви - левиты осуществляли все религиозные отправления, и должны были быть самыми святыми. В результате, Леви решив, что богатая жизнь не стоит отказа от веры отцов, разбивает возможный союз напав на возможного союзника, и ставит Якова и семью в зависимость от Ягве, который должен их спасти от мести, и заставляет выбросить идолов, которых они уже успели подхватить в Шхеме. Таким образом, центральной идеей отрывка было на самом деле: "будем голодные и злые, но сохраним веру отцов наших!"
Кстати, у Экзюпери есть интересный фрагмент про бедуинов, чьи условия и подход к жизни напоминали условия жизни Якова:
Но эти трое одной крови с Эль-Мамуном, эмиром Трарзы (имя я, кажется, путаю).
Я знавал его в ту пору, когда он был нашим вассалом. Французское правительство высоко оценило его заслуги, его щедро одаряли губернаторы и чтили племена, вдоволь было видимых благ, - казалось бы, чего еще желать? Но однажды ночью, совершенно неожиданно, он перебил офицеров, которых сопровождал в пустыне, захватил верблюдов, ружья - и вновь ушел к непокорным племенам.
Внезапный бунт, героическое и отчаянное бегство, которое разом обращает вождя в изгнанника, мятежная вспышка гордости, что скоро угаснет, точно ракета, ибо ей неминуемо преградит путь легкая кавалерия Атара... Это обычно называют изменой. И диву даются - откуда такое безумие?
А между тем судьба Эль-Мамуна - это судьба многих и многих арабов. Он старел. А со старостью приходит раздумье. И настал такой час, когда эмир понял, что, скрепив рукопожатием сделку с христианами, он все потерял, он загрязнил руки и изменил богу ислама.
И в самом деле, что ему ячмень и мирная жизнь? [...] Быть может, офицеры, которых он потом убил, даже внушали ему почтение. Но любовь к Аллаху превыше всего.
|
</> |