Юркевич и Нормандия 1.
mgsupgs — 30.11.2011 — ИсторияИмя русского кораблестроителя Владимира Ивановича Юркевича (1885—1964) впервые в советской печати упомянул Л. Любимов. В своей книге «На чужбине» он писал, что выход в море крупнейшего в мире французского лайнера «Нормандия» был одновременно крупным успехом и признанием заслуг русских инженеров – эмигрантов, возглавляемых В. Юркевичем.
Владимир Иванович Юркевич родился 5 июня 1885 г. в Москве, в дворянской семье Ивана Викентьевича Юркевича и Александры Николаевны Иванской. Иван Викентьевич, действительный статский советник, преподавал географию в лучших учебных заведениях Москвы. Владимир был старшим из детей, кроме него было еще два сына и дочь. В семье царила атмосфера доверия, дружбы и взаимопомощи. В детях воспитывали самостоятельность, стремление к творчеству и созиданию, чувство ответственности за свои действия. Три сына и дочь получили прекрасное воспитание и образование, владели несколькими языками, знали и любили литературу, театр, понимали музыку.Кстати дружили домами с Цветаевыми.
Владимир с детства мечтал о море и кораблях, прекрасно рисовал, был увлечен художественной фотографией, обладал серьезными математическими способностями. В 1903 году он с золотой медалью окончил гимназию и отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Политехнический институт, открытый годом ранее. Россия испытывала острую потребность в развитии судостроения, а это требовало создания системы подготовки корабельных инженеров и механиков высокого класса. Поэтому в Политехническом институте было открыто первое в России кораблестроительное отделение. Деканом отделения был назначен Константин Петрович Боклевский, выдающийся корабельный инженер, труды которого в области проектирования и постройки военных и торговых судов сделали его известным не только в России. Прием на кораблестроительное отделение был наименьшим. Если на экономическое отделение было зачислено 125 человек, на электротехническое и металлургическое — по 60, то на кораблестроительное из 500 человек, подавших прошения, приняли всего 27!
Помимо лекций, практических занятий, курсовых проектов и экзаменов каждый студент кораблестроительного отделения должен был пройти три летние практики: в коммерческом порту для изучения портовых сооружений, методов приема и вывода торговых судов и организации их погрузки и разгрузки; на судостроительном или механическом заводе для ознакомления с постройкой судов и механизмов; в заграничном плавании на коммерческом судне для ознакомления с условиями плавания и эксплуатации судовых механизмов.
К выпускным экзаменам каждый студент-дипломник должен был представить три подробно разработанных проекта — коммерческого судна, его главных механизмов и приморского сооружения. Лишь после этого он мог защитить дипломную работу — самостоятельное исследование, тему которого студент выбирал по собственному желанию и которое отвечало главной задаче Политехнического Института: выпускать специалистов, «природному уму и таланту которых высшее образование должно указывать новые пути открытий и изобретений». В качестве такого исследования В. Юркевич представил дипломную работу: «Увеличение полезного действия паровой установки с помощью нагревания воздуха, питающего топки, и воды, питающей котел». Проект был защищен летом 1909 года, и вновь испеченный корабельный инженер вышел в жизнь…
После окончания института, в мае 1909 года, В.И.Юркевич решил получить специализацию в военном судостроении, прошел специальные курсы в Военно-морском инженерном училище в Кронштадте, после чего был произведен в корабельные гардемарины, и в начале мая 1910 г. направлен на броненосный крейсер «Богатырь». Быстро промелькнули два месяца заграничного плавания. В декабре погоны гардемарина сменили офицерские эполеты, Юркевич получил звание подпоручика и назначение на Балтийский судостроительный завод в Петербурге.
В 1911 году русское морское ведомство объявило конкурс на проектирование новых линейных крейсеров «Измаил» и «Кинбурн» для Балтийского флота. В нем в числе прочих предприятий участвовали Балтийский завод . В ходе этих работ Юркевич сделал очень важное изобретение. В начале XX века в центре внимания кораблестроителей находилась проблема преодоления волнового сопротивления, быстро растущего с увеличением скорости хода судов. И большинство проектировщиков всегда стремились сделать корпуса длинными и узкими, хотя это нередко ухудшало устойчивость и вело к неоправданному увеличению других видов сопротивления.
Юркевич же предложил необычное решение: более короткий и широкий корпус с резко заостренной кормой и носом, в нижней части которого было сделано бульбообразное утолщение. Испытание моделей такой формы в Петербургском опытовом бассейне дало ошеломляющий результат: при прочих равных условиях форма Юркевича неизменно показывала экономию в мощности машин на 10-15 процентов! Крейсера были практически достроены и спущены на воду в 1915 - 1916 гг., но события 1917 года не позволили произвести дооборудование и они были порезаны на металл. Юркевич проявил себя также талантливым инженером и организатором, был назначен руководителем строительства подводных лодок «Форель» и «Ёрш», разработал проект минного заградителя.
События 1917–1921 гг. в России показали, насколько чувствительными к общественно-политическим потрясениям являются бронированные гиганты-дредноуты. В начале 20-х гг. у Советской России из двенадцати находящихся при старой власти в строю и достройке тяжелых артиллерийских кораблей осталось только три, а планы их дальнейшего строительства оказались навсегда забытыми…
В марте 1918 года Юркевич был переведен помощником заведующего отделением Балтийского завода в г. Николаев (позднее этот завод стал одним из крупнейших в стране, строил, в том числе, и крупные рыболовные траулеры). В 1920 году, как и многие русские офицеры, Юркевич через Черное море покинул Россию, как оказалось, навсегда. Сначала, чтобы выжить, Юркевич вместе с группой таких же эмигрантов, организовал в Константинополе авторемонтную мастерскую. Спустя два года перебрался в Париж, работал токарем, а со временем устроился чертежником на небольшой судостроительный завод в г. Аржантей. И продолжал поиски работы по специальности. В 1928 г. Юркевич стал консультантом самой крупной французской судостроительной фирмы «Пеноэт», а в 1929 году занялся проектированием лайнера-гиганта, который должен был превзойти все уже существующие - " Нормандии".
продолжение следует.
|
</> |