Юрий Пивоваров: "Снова «век наш пробует нас». И мы вновь на «последних рубежах»"
philologist — 13.10.2021 Историк, политолог, научный руководитель ИНИОН РАН, академик Юрий Пивоваров спустя полгода молчания возобновил свой блог на "Эхе Москвы". В последней записи он представил "попытку теоретического самоопределения" после парламентских выборов. В частности, он написал следующее: " В общих чертах трансформация современного российского режима выглядит так: неуклонное нарастание насилия, террора, зажима политической и интеллектуальной свободы, монополизация всех сфер функционирования общества – экономики, политики, ментального пространства, усиление антизападничества, все бóльшая трактовка России как принципиального «анти-Запада» и особой цивилизации, у которой особый путь («Sonderweg») в истории. Кроме того, возрождение агрессивной внешней политики. Возвращение идеологий «сверхдержавия» и «самодержавия».Всё бóльшее противопоставление себя духу и делам горбачевской и ельцинской эпох. Всё бóльшая солидарность со сталинизмом и «раскручивание» Сталина как центральной фигуры русской истории.(Заметим: становлению и расцвету этого режима во многом способствовало то, что в общественном сознании ресталинизация оказалась более действенной, чем десталинизация. И здесь упрек, прежде всего, девяностым годам, когда не произошла глубокая десталинизация общества. Освобождение от тоталитарного наследия не было доведено до точки невозврата. Это – важнейшие, практические причины триумфа диктатуры.)
Все интенсивнее идет процесс персонификации власти. Режим довольно быстро стал режимом Путина. Полностью возрождена старая русская традиция отождествления власти с определенным физическим лицом. В таких условиях – какая Конституция? Какие свободные выборы и сменяемость власти? Какая оппозиция? Путин, подобно своим предшественникам, – Живой Закон. Источник всех конкретных властей и полномочий. Такая власть ограничивается не правовыми установлениями, а пределами физического существования Персонификатора.
В ментальную сферу возвращены карательно-репрессивные меры ее регулирования. («Мы должны препятствовать искажению исторической правды, в том числе и уголовно-правовыми мерами» (А.И. Бастрыкин)). Монополию же на знание «исторической правды» имеет Власть. <...>
Конституционное закрепление обнуления и «исторической правды» –это заявка (или уже начало операции?) на установление тотального контроля над человеком. Таковы исторические и юридические «игры власти», ее «очередные задачи». Устоим ли мы в этом хаосе, беспорядке и господстве своеволия? Бесспорно одно: снова «век наш пробует нас». И мы вновь на «последних рубежах», на которых разворачивается, как сказал бы Лев Шестов, «великая и последняя борьба» за смысл того, что значит быть человеком.
Вот та нешуточная ситуация, в которую нас загнали обнуление и «историческая правда»".
Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky
|
</> |