Юлия Тутина Вход во храм Богородицы. Что можно и что нельзя делать 4 декабря

топ 100 блогов zotych704.12.2025


Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534—1538, фрагмент). ru.wikipedia.org
Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534—1538, фрагмент). ru.wikipedia.org


4 декабря 2025 года отмечается последний до Нового, 2026 года большой православный праздник — Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник относится к числу двунадесятых — самых больших в календаре — связанных с земной жизнью Иисуса Христа или девы Марии. Те, что относятся к жизни Марии, называются Богородичными. На Руси этот праздник ассоциируется с началом зимы.

О чем вспоминают в Церкви 4 декабря 2025 года. Историческая справка

Основой этого праздника является церковное предание о введении 3-летней девы Марии в Иерусалимский храм для посещения девочкой Бога. Согласно исторической легенде, будущие родители девочки, праведные Иоаким и Анна, которые долгие годы не имели наследников, дали обет, что посвятят Богу ребенка, если он у них появится. И когда Мария появилась на свет, то они сразу приняли решение исполнить обещание. До 3 лет девочка жила с родителями в родном доме в Назарете. И вот, когда ей исполнилось 3 года, Иоаким и Анна в сопровождении родственников и знакомых с пением священных песен и зажженными свечами в руках повели девочку в Иерусалимский храм. Впереди шли юные девы, далее Иоаким и Анна вели Марию за руку. А замыкали группу родственники и знакомые. Шествие длилось 3 дня с небольшими перерывами на отдых. Когда они почти подошли к храму, оттуда вышла процессия священников во главе со священником Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя. Вход в храм отделялся от земли 15 ступенями, которые символизировали 15 псалмов. Девочку поставили на первую ступеньку храма, а потом малышка поднялась до двери по оставшимся ступенькам одна. Это потрясло всех окружающих. Захария, который получил внушение свыше, повел девочку во внутренний алтарь. Туда ей стало позволено входить для молитвы в любой момент, хотя место это было крайне закрытым, сакральным, туда входил только один первосвященник и только раз в году.

Иоаким и Анна, оставив ребенка в храме, вернулись домой. Девочка же стала жить в обществе благочестивых дев при храме, изучая Священное писание, молясь и занимаясь в свободное время рукоделием. В 15 лет девочку, как это было положено, собрались выдать замуж. Но она честно сказала первосвященнику, что хочет остаться девой и не планирует выходить замуж. Тогда Захария предложил престарелому Иосифу стать опекуном Марии, то есть обручиться с ней, но стать только хранителем ее оберега. Так и произошло, и Иосиф увез Марию в свой родной город Назарет.

Когда начали отмечать праздник Введения?

Этот праздник достаточно древний. Указания на его совершение можно найти уже в первые века в преданиях палестинских христиан. Там упоминается о строительстве храма в честь Введения царицей Еленой. Также упоминание встречается в IV веке у святителя Григория Нисского. В VIII веке он появляется в церковных календарях и богослужебной литературе. Этот праздник повсеместно празднуется 4 декабря (21 ноября по старому стилю).

Смысл праздника

В этот день вспоминают введение во храм матери Иисуса, подобно ей, каждый из нас становится сыном или дочерью Господа, становясь православным человеком. Всякий человек так же вводится в Церковь через Таинства Крещения — это и есть введение человека во храм.

Традиции богослужения

Совершается всенощное бдение.

Каковы правила празднования Введения Богородицы?

— Накануне следует посетить праздничное богослужение. Устав службы практически не отличается от других двунадесятых Богородичных служб (Рождества Успения) и состоит из малой вечерни, всенощного бдения с литией, часов и литургии. Священнослужители в этот день одеты в белые или голубые одеяния.

— Семилетних детей приводят в этот день на первую исповедь.

— Крестные в этот день дарят крестникам подарки.

Народные приметы погоды

— Мороз и солнце в этот день обещал хороший урожай летом.

— Пасмурная погода сулила плохое лето.

— Если к этому дню выпало много снега, зима будет снежной и морозной.

— Сильный мороз предвещает еще долгий период холодов.

— Если снег, выпавший в этот день, уже не растает, будет отличный урожай.

Что можно делать 4 декабря 2025 года

— Принято посещать храм.

— После этого начинаются народные гуляния.

— Крестным дарят подарки, хорошо, если связанные с зимой.

— Отличный день для покупок.

— Хорошо нарядиться в обновки.

— Отличный день, чтобы проверить личный транспорт.

Что нельзя делать 4 декабря 2025 года

— Не стоит заниматься тяжелым физическим трудом.

— Нельзя суетиться и спешить.

— Нельзя пить спиртное.

— Нельзя убираться и стирать.

— Нельзя ругаться и ссориться.

— Нельзя давать в долг.

Что можно есть 4 декабря 2025 года. Постные правила

Идет Рождественский пост, однако в этот день разрешена рыба.

Интересный факт

Считалось, что если первым в этот день порог переступит мужчина, то финансовая ситуация будет стабильной, а женщина предрекала денежные проблемы. Девушка обещала благополучие, парень — здоровье, ребенок предрекал хлопоты.

Ирина Огилько  Приметы на 4 декабря: Помоете пол - навлечете на себя беду  03.12.2025


По церковному календарю отмечается в этот день великий двунадесятый праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. В народе день просто называют Введением или вводом зимы.

Юлия Тутина Вход во храм Богородицы. Что можно и что нельзя делать 4 декабря iStock
iStock

В этот день было принято устраивать введенские ярмарки, на которых покупали подарки к Новому году и Рождеству. Устраивали катания на санях. Обязательно скатиться с горы должны были молодые, недавно сочетавшиеся браком люди. Перед тем как спуститься с горы, надо было вывернуть шубы наизнанку. Чем дальше уедут сани - тем счастливее будет брак. А сколько раз упадут в сугроб - столько жди и детей.

Принято было в этот день накрывать праздничные столы, пекли булочки или готовили вареники со счастливой монеткой. Тот, кому доставалась монетка в тесте, будет счастливым.

Вечером этого дня девушки гадали на суженого, считалось, что ответ сбудется. В этот день запрещено было мыть пол в доме, стирать, потому что тяжелой работой в праздник можно навлечь на себя большие беды. Нельзя было копать землю, иначе год будет неурожайным. Крик и ругательства могли обернуться против того, кто их произнес. Нельзя было давать или брать что-нибудь в долг.

Если утром ворон каркает над домом - кто-то заболеет. Мороз в этот день ударил - жди урожай пшеницы. Снег выпал - до весны не растает. Дождь пошел - сырой будет зима.

Мария Городова  Взойти по ступеням  03.12.2025

Почему праздник Введения Богородицы в храм про самую главную встречу жизни


4 декабря православные России отмечают праздник, называемый в народе кратко - Введение Богородицы, или даже просто Введение, а в Церкви торжественно - Введение во храм Пресвятой Богородицы. И установлен он в честь неординарного события, случившегося, когда родители трехлетней Марии, будущей Матери Христа, желая посвятить девочку Богу, привели Ее в иерусалимский храм. В церковной иерархии праздник Введения Пресвятой Богородицы называется двунадесятым, то есть он относится к двенадцати главным праздникам года - церковнославянское слово "двунадесятый" указывает как раз на это. Отмечают Введение всегда в один и тот же день - 4 декабря, то есть во время Рождественского поста (28 ноября - 6 января), но в день праздника пост отменяется, правда, только по отношению к рыбе: и даже в монастырях на столах будут праздничные рыбные блюда.

Юлия Тутина Вход во храм Богородицы. Что можно и что нельзя делать 4 декабря
"Введение Марии во храм". Якопо Тинторетто, фрагмент. 1553- 1556 гг. / Wikimedia Commons

В старину говорили: "Введение пришло - зиму привело". И к погоде в день Введения приглядывались особенно внимательно. Если на Введение случался снегопад, считалось, что это к богатому урожаю, если Введение еще и "мороз привело, лето будет сухим да жарким". А вот малое количество снега на Введение или оттепель - готовься к неурожаю. Хотя, конечно, к этому дню относились по-особому не из-за примет: праздник Введения возвещал о скором Рождестве, ведь именно с 4 декабря в церквях уже поют "Христос рождается...", и мы начинаем готовиться к празднику Рождества Христова, до него осталось чуть больше месяца. Иван Шмелев рассказывал об этом так: "Вот запели под Введенье на всенощной "Христос рождается, славите...", так Рождество уже засветилось, так сердце и заиграло, будто в нем свет зажегся". И эта связь между праздниками Введением Пресвятой Богородицы и Рождеством Христовым гораздо глубже, чем календарная близость дат. Почему? Давайте разбираться.

О событиях, которые легли в основу праздника Введения, мы узнаем не из канонических Евангелий - там об этом ничего нет, там вообще очень мало говорится о Богородице, там в центре Христос. О жизни Божьей Матери нам известно из более поздних апокрифических Евангелий и церковного Предания. В греческом "Протоевангелии Иакова" (2-я половина II в.) и латинском Евангелии Псевдо-Матфея (IX в.) и рассказано о том, как происходило Введение Девы Марии во храм.

Итак, более двух тысячелетий назад жители Назарета Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в иерусалимский храм, и то, что затем произошло, было не просто символично, такие события в Церкви называют "знамениями", то есть чудесными, необычными явлениями, через которое Господь проявляет Свое отношение к тварному миру. Трехлетняя девочка, приведенная родителями в храм, самостоятельно туда вошла, поднявшись без чьей-либо помощи по высоким ступеням - отсюда и название праздника: Введение во храм. Но что же было во всем этом необычное, знаковое и символическое?

В Церкви есть слово, созвучное нашему обыденному "лестница", синоним ему. Это слово "лествица", означающее духовное восхождение. Так вот Деву Марию, Мать Христа, в одном из церковных песнопений называют таинственной лествицей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. И этот образ лестницы, лествицы, духовного восхождения к Богу имеет прямое отношение к нашему празднику.

Но прежде чем рассказать, в чем символика события, произошедшего с девочкой Марией две тысячи лет назад, надо вспомнить, насколько необычным было рождение Матери Христа. Как известно, Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Важно, что Иоаким происходил из рода царя Давида, ведь пророки предсказывали появление Мессии именно из Давидова колена. Иоаким и Анна были женаты уже много лет, но оставались бездетны. Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву - свой дар Богу, книжник - то есть служитель церкви, знаток Моисеева Закона - публично отверг ее: в те времена бесплодие считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. А значит, по мнению служителя церкви, принимать жертву от таких "греховных" людей было бы тоже грехом. Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого прилюдно не приняли его дар Богу, удалился из храма, он не осмелился вернуться домой и решил уйти к пастухам. Там в посте и молитве он провел сорок дней, прося Господа о том, чтобы Бог смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны дошли вести о произошедшем и, опечаленная, она тоже стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, пообещав, что она посвятит его Богу. Анна вложила в свою мольбу всю душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: "Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией".

Когда Марии исполнилось три года, ее родители, выполняя обет, данный Богу, привели девочку к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих туда. Тут стоит объяснить, что иерусалимский ветхозаветный храм считался видимым домом невидимого Господа, находился он на вершине священной горы Мориа, и вхождение в него было восхождением к Богу, причем даже и в буквальном смысле слова: вход в это грандиозное и ослепительно красивое сооружение предварялось величественной лестницей. К сожалению, иерусалимский храм в 70 году н. э. был разрушен, и сейчас на его месте комплекс Куббат ас-Сахра с мечетью Аль-Акса.

И вот когда трехлетнюю девочку подвели к первой ступени, и свершилось это поразительное событие: никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице вверх. Окружающие были поражены, а старец первосвященник Захария - будущий отец пророка Иоанна Крестителя, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, повел Марию за собой. Повел в сокровенную глубину храма, в "Святая Святых" - место, куда не позволялось входить не только ни одной из женщин, но куда не ступала нога обычных священников. Только первосвященники могли входить туда, да и то лишь раз в год - когда приносили в "Святая Святых" жертвенную кровь. Все присутствующие были поражены - девочку, столь отзывчивую к Святыне, оставили при храме. До явления в мир Христа, до момента, когда Дева Мария станет Матерью Спасителя, до Рождества Христова оставались считаные годы. А пока в "таинственной глубине" Божьего дома - храма детски чистая душа девочки готовилась, воспитывалась, возрастала...

И смотрите, событие посвящения Богу трехлетней девочки Марии стало явлением общечеловеческого, вселенского масштаба, ибо оно положило начало рождению в нашем мире Богочеловека Спасителя Иисуса Христа. Один из самых почитаемых старцев нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что "с вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо - Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности".

В празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы есть один очень важный урок для всех нас: встреча с Богом - это всегда не только Его призыв к нам - часто молчаливый, ступенями лествицы, поставленный перед нами. Встреча с Господом - это и наш ответ на Его призыв. Наш шаг навстречу Богу. А "Святая Святых", считают богословы, - это прообраз человеческого сердца: только в его сокровенной глубине человек может встретить Бога.

День Введения во храм Пресвятой Богородицы часто считают детским праздником, именно в этот день принято приводить детей на первую исповедь. "Привести в храм - это значит ввести жизнь в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта", - говорил богослов Александр Шмеман. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. Часто свое первое детское религиозное переживание человек потом проносит через всю жизнь, настолько много в нем бывает искренности, чистоты и ясности.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы христиане начали отмечать позже других Богородичных праздников - в VIII веке, а с Крещением Руси он приходит и на нашу землю. Самые ранние сохранившиеся изображения события Введения появляются уже в росписях собора Святой Софии в Киеве (1037-1345 гг.), Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (40-е гг. XII в.). Позже начинают возводить и церкви в честь Введения, а они уже дают имя деревням вокруг них - Введенское. Особенно много Введенских храмов строится в XVI веке. Наши предки воспринимали Введение как праздник в честь сокровенной Встречи человека с Богом, наверное, поэтому так много Введенских храмов было при монастырях. Но и крупные города не оставались без них - в дореволюционном справочнике церквей Москвы я насчитала целых шестнадцать.

Владимир Тихомиров  Введение Богородицы во Храм. Православный календарь  04.12.2024


4 декабря Русская Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – таково полное название этого двунадесятого богородичного праздника


Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»


Родители Пресвятой Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна – долгое время были бездетной парой, что в глазах современников было знаком гнева Господа. Ведь каждый еврей твердо знал, что в будущем мире, который обещал Израилю Господь, воскрешение мертвых начнется с их потомков, поэтому большое потомство считалось знаком Божьего благословения. А раз Господь не дал какому-то еврею потомства, то, стало быть, считает его негодным для Своего царства.

Из-за этого Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды и упрёки. Дело дошло даже до того, что однажды священник выгнал его из Иерусалимского храма: дескать, не должны здесь молиться люди, проклятые Господом!

Разгневанный Иоаким отправился в горы пасти скот, а убитая горем Анна плакала в саду, умоляя Господа послать её семье детей. И в этот момент ей явился ангел Господень:

- Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнёшь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Неё будет славен во всём мире род твой!

Такое же видение было и Иоакиму, который тотчас же поспешил домой.

Будущие родители Богородицы дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу – то есть, как было тогда заведено, отдадут ребёнка в Иерусалимский храм для воспитания и служения, которое обычно продолжалось до достижения срока совершеннолетия.

Поэтому, когда юной Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна во исполнение своего обещания Богу решили отдать дочь на воспитание в Иерусалимский храм.

Протоевангелие Иакова сообщает: «И вот исполнилось Ребёнку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными светильниками, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господен».

Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки встала наверху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие.

Встретивший девочку первосвященник (возможно, Марию в храме встречал её дядя Захария, будущий отец Иоанна Предтечи), по внушению ангелов Господних, ввёл девочку в Святая Святых – место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год.

* * *

В Иерусалимском храме Мария и находилась до 14 лет – возраста совершеннолетия у древних иудеев. Вместе с другими подростками она помогала храмовой обслуге по хозяйству и изучала Священное Писание, а в Протоевангелии Иакова сказано, что она пряла пурпур и багрянец для завесы храма.

Святитель Димитрий Ростовский в конце XVII века составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», в котором приводится рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?»

По достижении совершеннолетия Мария уже не могла остаться при храме, и для Богородицы священники храма (вероятно, Её родители к тому времени уже скончались от старости) избрали супруга, который обещал с уважением относиться к Её обету девственности. Это и был престарелый Иосиф из колена Давида.

Мозаика «Обручение Иосифа с Марией» в монастыре Хора, Стамбул. Фото: из книги Лазарева В. Н. «История византийской живописи»
Мозаика «Обручение Иосифа с Марией» в монастыре Хора, Стамбул. Фото: из книги Лазарева В. Н. «История византийской живописи»

В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы (символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии). По другой версии, Дева Мария в то время читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се Дева приимет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы Она счастлива, если бы Она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда и произошло Благовещение: посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от Неё Спасителя.

* * *

Митрополит Антоний Сурожский:

«Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему и в Нём – ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.

Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить своё сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погружённые в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощённую; и нам дано – молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу, и ближнему нашему – соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, – пройдём же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а, становясь живыми творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная».


https://s-t-o-l.com/tserkov/34475-vvedenie-bogoroditsy-vo-khram-pravoslavnyy-kalendar/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Конституция РФ весьма однозначно говорит о свободе слова: Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расовог ...
Легендарный древнеримский театр в Пальмире II века н.э., архитектурная классика позднеантичного периода династии Северов. А этот снимок с панорамой Пальмиры был сделан в мае 1929 года со стороны друзской крепости Калаат ибн Маан. Откройте его в новом окне и хорошенько рассмотрите, ...
в это лето задумали пробурить на своём участке скважину. вот здесь, где палочка торчит. так получше видно? сговорились со специальной машиной, она приехала... подкралась задом... и пошло веселье. в готовую ...
Был одним из тех дней, когда стоит жить вообще и в Крыму в частности :) Мы со Златой отправились в Старый Крым за грибами. Сам по себе поход в общем-то заурядный и места недалекие и тема подходящая и грибов набрали в общем не так и много... А вот творящаяся вокруг беспардонная немыслимая ...
Ну, кто в России не является экспертом в политике? Каждый со своего уютного дивана может сделать оценку закулисным перестановкам и тайным смыслам сказанных с экрана слов. Ну, а кто не эксперт в политических баталиях тот и не из России вовсе. Странно. что в душе русского человека политолог ...