Юлия Говорова, или Зачем вам лось на диване?
fem_books — 24.08.2020 Поиск новой книжки о животных — занятие непростое. Когда весь классический репертуар (Соколов-Микитов, Бианки, Скребицкий, Сладков, Юрий Коваль, кстати, вы замечали, как мало женщин среди писателей-натуралистов?) либо читан-перечитан, либо не подходит по возрасту, выход в книжный магазин начинает напоминать разведку. Главное, не пропустить «что-нибудь новенькое», а оно всё медлит, не появляется, задерживается с выходом. И вдруг:Крокодилицу Гену её хозяйка забрала из передвижного зверинца. Из города переехала в деревню, перевезла с собой Гену. Гена ночует в сарае (утеплённом) и гуляет (ну, под присмотром хозяйки, конечно) по двору. По деревенской улочке до колодца. По саду.
Из нашей местной поселковой газеты, в незатейливо скромном и даже почти неприметном разделе новостей: «Двухметровая крокодилица Гена живёт в деревне Староселье Новоржевского района. Она слушается и выполняет команды. Её регулярно и сытно кормят мясом. Гена принимает на улице тёплые солнечные ванны, ежедневно выходит для поддержания здоровья на прогулки.
— Никаких жалоб на крокодила не поступало, — ответил на наш вопрос „а не мешает ли Гена?“ участковый».
Я читала и неотступно думала одну и ту же мысль: какие у людей бывают удивительные хобби! Что бы подвигнуло вас завести в сарае крокодила? Или выкупить с зоопарковской кормокухни гуанако, мыкаться с ней несколько лет по чужим дачам, а потом приобрести любимой ламочке дом и сад?
Дикобразов мы купили по случаю у дачника. Он завёл у себя дикобразов — отличиться. У всех куры и гуси по палисадникам ходят, а у него перед домом дикобразы.
Животные попадают в небольшой зоосад Вероники и Андрея разными путями. Кого-то просто находят во дворе или на улице. Кого-то привозят из цирка профессиональные дрессировщики: на почётную пенсию. Кого-то приходится выкупать у недобросовестных хозяев, а бывают хозяева, сами признающие своё бессилие и приносящие питомцев, с которыми не могут справиться. Опилки привозят с лесопилки. Яблоки и груши — из окрестных садов. Йогурты за полцены жертвуют рыночные торговцы. А вот одуванчики надо собирать самим.
Разносишь одуванчики весной по зоопарку, и все ждут. Медведица Василиса, кенгуру, косули (они тоже любят одуванчик). И гуси все любят одуванчик. Как можно не любить, непонятно нам даже, одуванчик!
Кстати, Юлия Говорова особенно ценит рассказы Коваля, а её литературная наставница — Марина Москвина. А мне «Лось на диване» напомнил «Весну в Аскании», «Как бежал олень» несправедливо забытой советской поэтессы Эльмиры Котляр. Многие в рецензиях отмечают очерковость, обрывочность, непоследовательность рассказов Говоровой, всем хочется поподробнее о повседневности зоопарка, о житейском, о биологическом и социологическом. В «Лосе на диване» доминирует восприятие эстетическое.
Я вынула лиса Васю из клетки-переноски и опустила на землю. Мы отошли от машины, чтобы он не боялся. Мы выбрали лес ему красивый. Специально ездили по округе, выбирали. Чтобы Васины любимые травы и цветы (мы с ним гуляли очень часто в лесу при зоопарке).
А он, любитель бежать и промчаться сквозь траву, вдруг не пошёл. Прижался к моей ноге и не пошёл. Я подталкиваю его, он стоит. Я подталкиваю его, он стоит. Я ухожу, он стоит. Я ухожу, оборачиваюсь, оглядываюсь.
Подойдя к машине, а вы говорите «свобода», уже не обернулась.
Читать вслух рассказы Юлии Говоровой неожиданно трудно. Синтаксис сложный, как будто немного (намеренно) спотыкающийся. Непредсказуемый синтаксис. Если верить профессору Толкину, рукописи страны Нуменор были красными буквами на чёрной бумаге. Чтобы глаза утомились быстрее, чем разум, и человек прочитал бы меньше, да обдумал лучше.
|
</> |