рейтинг блогов

Юлия Ауг: Мое лицо – чистый иллюзион

топ 100 блогов novayagazeta18.08.2018 Актриса театра и кино — о том, как удалось предугадать Мизулину, о работе с Кириллом Серебренниковым и о ремесле, которое смывает личность актера.

Актриса необозримого диапазона. В ее репертуаре могли бы быть Медея и Гертруда, Антигона и Мадам Бовари, Аркадина и Гурмыжская. Редкое сочетание мощной харизмы и непривычной для русской актерской школы отточенной техники делают Ауг выдающейся актрисой поколения. Она умеет слышать сегодняшнее время. Правда, звуки эти больше похожи на скрежет, нежели на музыку сфер. Среди недавних ролей — ​домработница в «Садовом кольце» Алексея Смирнова. При всех противоречивых оценках сериала работа Ауг покорила всех. В кроткой лисьей улыбке ее Ларисы змеятся мстительность и ненависть.

— У вас странная фамилия. Как лесной выкрик. В переводе с эстонского — ​«щука». Чувствуете покровительство некоей языческой силы?

— Правда, ощущаю его и еще тесную связь с природой. Может, оттого, что давно уже живу на земле, не в квартире — ​в подмосковном доме. Или оттого, что выросла в Эстонии, на берегу Балтийского моря, с детства разговаривала с деревьями, с морем, с ветром. Убеждена, что мир вокруг нас живой, даже камни. Себя ощущаю встроенной в эту общую систему.

— Набирала в интернете вашу фамилию, ошиблась клавиатурой, получилось Feu — ​«огонь», «пожар», «пламя». И точно, Юлия Ауг — ​пожар, огневой темперамент. Но вы же еще и долго учились. Сначала актерству, потом режиссуре. А нужны ли вообще актеру обширные гуманитарные знания?

— По-настоящему почувствовала себя актрисой после того, как стала режиссером. Понимаю «что», «зачем». «Как» — ​уже, извините, как получится. А у актера в первую очередь включается «как». Он думает о том, как выглядит, как сейчас это сделает… И в последнюю очередь: что сделает, зачем, из каких мотиваций рождается характер.









Юлия Ауг: Мое лицо – чистый иллюзион
Фильм «Хит», режиссер Маргарита Михайлова







— В провинции вы ставили спектакль «Злачные пажити» по рассказам Анны Старобинец. Как вам кажется, что удалось и почему?

— Этот спектакль про нас, наше время. О том, что может произойти с цивилизацией, если ей искусственно навязывать ценности, модели поведения, загонять в рамки. В том числе в государственное православие.

— Ну прямо очень современно.

— Если тотальное воцерковление идет не из любви, из желания спасти и спастись, то, в конечном счете, приведет к бездуховному миру. В новелле «Паразит» церковь присваивает научное изобретение, мутанта представляя ангелом. В новелле «Злачные пажити» — ​мир, в котором нет ни души, ни Бога, только ОС — ​оцифрованная сущность. В обществе трансгуманизма существует бессмертие, но <�…> за деньги. Покупай себе молодое тело, переноси в него свою оцифрованную сущность. Мне кажется, сейчас стоим вот на этом «прекрасном» пути.

— Режиссерам с вами не трудно, когда вы начинаете разбирать эти сущностные вещи, искать ответы на вопросы «про что», «зачем»?

— Думаю, режиссерам со мной легко — ​если им я доверяю. И есть большое число режиссеров, которым доверяю и не задаю «дурацких вопросов». Взаимопонимание возникает на другом уровне, мне говорят — ​я делаю. Если вижу беспомощность режиссера — ​такие тоже встречаются — ​не буду ему выносить мозг, сделаю так, как считаю нужным.

— У вас много ролей в кино, вы играете в одном из лучших, на мой вкус, театров Москвы — ​«Гоголь-центре»…

— <�…> на мой вкус тоже.

— А все равно кажется, что актриса Ауг востребована процентов на 20. У вас нет ощущения неудовлетворенности?









Юлия Ауг: Мое лицо – чистый иллюзион
Сериал «Екатерина». Императрица Елизавета I Петровна







— С каждым годом все сильнее. Пик моей карьеры пришелся на 2014–2015гг., было много интересных работ. «Метаморфозис» Тарамаева и Львовой, «Ученик» Серебренникова, Елизавета Петровна в «Екатерине» <�…>. Сейчас вакуум. Я прямо затосковала. Предлагают лишь повторы отработанного амплуа: чиновник, начальница, властная мамаша и т.д.

— В «Лете» Кирилла Серебренникова вы играли реального человека: руководительницу ленинградского рок-клуба.

— Я сыграла всевозможных чиновниц: хороших и плохих, умных и идиоток, злобных и отзывчивых. Татьяна Иванова была не монстром, человеком продвинутым. Говорят, у нее была одна из самых больших коллекций винила в Питере. Делала карьеру по комсомольской линии, но живая рок-музыка ей нравилась. При этом она владела лексиконом, которым можно было убедить партийных наставников в безвредности и даже достоинствах этой «чуждой» музыки.









Юлия Ауг: Мое лицо – чистый иллюзион
«Лето»







— Она сама оказалась условным мостом, по которому рок-музыканты проскочили мимо бдительных товарищей в штатском?

— Она понимала, что объединенными музыкантами легче управлять, их можно контролировать. Но если не объединить, они погибнут поодиночке.









Юлия Ауг: Мое лицо – чистый иллюзион
Фильм «Небесные жены луговых мари». Оропти — главная роль, режиссер Алексей Федорченко







— Впервые я увидела вас в «Овсянках» Алексея Федорченко. По сути, режиссер предложил вам сыграть мертвую царевну. Жена героя «оживает» лишь в его воспоминаниях. Воздух любви, зыбкий баланс между плотским и неземным завораживал. Схожее состояние было и в его поэтической картине «Жены луговых Мари». Игра на пуантах, небесная эротика.

— Все на уровне интуиции. С одной стороны, чувственность, с другой — ​отстраненность.

А в незабываемой эксцентрической комедии «Интимные места» ваша суровая депутатша из комитета по нравственности ​символ неудовлетворенной власти. Вспоминаю премьеру на «Кинотавре», когда некоторые депутаты, с возмущением досмотрев картину, потом стучали кулаком по трибуне. Видимо, вы нащупали больную точку.

— Мы в 2012 году предвосхитили всю эту вакханалию чиновничьего безумия и беспредела. Еще до того, как поднялась эта пена в виде мизулиных, милоновых и прочих яровых депутатов…

Значит, не с натуры писали?

— Нет, вспоминали советское прошлое, каких-то комсомольских «богинь». Когда в 2013-м фильм вышел, прошлое вновь оказалось настоящим. Нас спрашивали: «Как вы так быстро отреагировали?» А мы не быстро — ​год снимали, просто чиновники вдруг стали разговаривать так, как у нас в сценарии. Я люблю комедию, но умную. Сколько раз ни пробовалась в ситкомы, где нужно словесными гэгами жонглировать, меня не утверждали. В умной комедии к «смешно» примешиваются иные краски, настроения. Персонажи взаимодействуют внутри гротеска.

— На недавнем «Кинотавре» была черная комедия «Русский бес» Григория Константинопольского. В ней вы — ​узнаваемая тетка из БТИ, алчная, скользкая. Снова в болевую точку. Сейчас по стране идет операция по выжиманию из народонаселения денег под видом переоформления собственности.

— Я выкупаю дом, в котором живу. Не вообразить, с каким кошмаром сталкиваешься — ​тонешь. Каждый раз сделка срывается, потому что БТИ в очередной раз не утвердило очередную справочку. <�…> Предыдущая справка к этому моменту, естественно, устаревает. Меня колотит. Все намекают на деньги. Дом становится все дороже. Когда играла эту тетку, еще не было такого богатого опыта. Кажется, я себе ее напророчила: тетки эти меня окружили и душат.

Ваша дама из БТИ постепенно превращается в привидение с черноватыми губами, зловещим замогильным голосом.

— Это ее инфернальное начало.

— Как и в реальности — ​попадаешь в паутину чиновничьего морока, нет из него выхода.

— Потому что, кроме денег, которые все они хотят получать, логики в их поведении никакой. Это какая-то хтонь. Вот у Константинопольского я сыграла хтонь.

В «Ученике» Серебренникова — ​и в спектакле, и в фильме — ​совсем иное. Замотанная жизнью мать-одиночка, с распухшими ногами, совершенно не понимающая сына подростка. Словно соседка с лестничной клетки. Вот таких человеческих ролей побольше бы.

— Я сильно приуныла в последнее время. Ролей интересных мало, прежде всего, в силу возраста. Я же начала поздно сниматься. Для меня каждый год — ​колоссальная потеря возможностей.

Читаете сценарии и отказываетесь?

— Был период, когда ни от чего не отказывалась. А сейчас просто не могу больше играть одно и то же. Понимаю, что загоняю себя в тупик. Перестаю быть актрисой. Но когда заранее знаешь все нюансы, вариации — ​все превращается в механику. Теряешь себя — ​словно смываешь ремеслом. Поэтому вместо ролей беру режиссерские проекты. Ведь чтобы оставаться актером, необходимо находиться вне зоны комфорта, не знать, как будешь делать роль. Когда мы с Кириллом Серебренниковым начали репетировать спектакль «Ученик» — ​искали вместе. У меня же не было опыта такой тетки.









Юлия Ауг: Мое лицо – чистый иллюзион
«Ученик»







— В чем особенность режиссуры Серебренникова?

— У Кирилла тонкое и точное чутье. Невероятное ощущение достоверности. В выборе материала, актеров, мизансцены, интонации. Он не позволяет «играть»: придуриваться, существовать избыточно, удобно. Тебе все время приходится по тонкой грани проходить. Сдираешь старую кожу, надеваешь на себя новую, чужую. Начинает в тебя персонаж прорастать. Это больно, это ломки. Кирилл не останавливается на приблизительном результате, то есть: «Ну вроде ничего» — ​нет, не пройдет. Бесчисленное количество проб, повторов — ​пока не пробьешься к достоверности, к новой сущности.

А на какую роль он пригласил вас в свой театр?

— На Госпожу власть в спектакле «Идиоты».

Еще одна персонификация власти на грани фола. Я бы сказала, стриптиз власти.

— Стриптиз, похотливость, постоянное желание всех поиметь.

Кирилл Серебренников и погорел за то, что жестко, честно, убедительно говорил о происходящем вокруг нас, с нами. Такое не прощают. Уже тогда чувствовалась еще не сформулированная опасность.

— Когда я пришла репетировать «Идиоты», Кирилл уже находился в сейсмической зоне. После премьеры «Отморозки» на него писали километровые кляузы.

А ведь спектакль был по повести Захара Прилепина.

— Извините, Захар Прилепин — ​сейчас рупор режима, а в свое время сочинял революционную литературу, в том числе «Санькя». Национал-большевики во главе с Лимоновым были революционерами. Хорошо помню их воинственные отношения с властью. Это потом все перевернулось. «Отморозки» вызвали бурю негодования, начались доносы. У нас шли репетиции, а Кирилл два раза в неделю ездил в прокуратуру на допросы. Потом был выпуск «Идиотов», других громких спектаклей, потом «Ученик».

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Усадьба Ждани и ее обитатели. Часть 1 Усадьба Ждани и ее обитатели. Часть 2 18. 1900-е. Семья Аничкова Ивана Васильевича 19. 1907. Аничкова Н.С. и молодая женщина на крыльце усадебного дома в Жданях. 26.07. 20. 1907. Вася и Наташа Аничковы сидят на плетеной корзине 21. ...
Смотреть это видео Какую форму имеют ваши ягодицы — округлую или грушевидную? При помощи упражнений, описанных в этойм видео, вы придадите ягодицам наилучшую форму и сможете поддерживать в необходимом тонусе. Фитнес_красота_здоровье ...
Дословно: Спасибо за очередные санкции, США! Евросоюз, Швейцария, Канада, Австралия, Япония, США... Кто следующий? Thanks for the new sanctions, the United States! The European Union, Switzerland, Canada, Australia, Japan, USA... Who is next? Министерство финансов США обнародовало ...
А! пропустил момент! Оказывается, Жижек публично переписывается с Толокном. В публикациях ее уже называют «прославленной узницей Толоконниковой». ...
Меня часто спрашивают и просят написать, что там в Харькове. Время есть не всегда, но тем не менее писать есть про что, особенно последние дни. Несколько дней назад в Харькове в районе ХТЗ был восстановлен памятник Ленину (см.фото выше). И это далеко не единственное событие произошедш ...