Юбиляр дня Натан Альтман

Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения
известного русского и советского живописца, художника-авангардиста,
кубиста, мастера портрета, графика, скульптора, театрального
художника, сценографа, заслуженного художника РСФСР Натана Исаевича
Альтмана
Автопортрет, 1912 год. Холст на картоне, масло
Натан АЛЬТМАН
Долгая жизнь в искусстве замечательного
художника, уроженца Винницы Натана Альтмана была исключительной.
Начальное образование получил в Одесском художественном училище у
живописцев Костанди и Ладыженского, мастерство оттачивал в кузнице
талантов Париже, где и попал под влияние новомодных в ту пору
течений – модернизма и кубизма
Весна, 1908 год. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных
коллекций
Женщина с собакой. Портрет Эстер Шварцман, 1911 год. Холст, масло.
Государственный Русский музей
Автопортрет, 1911 год. Эскиз. Бумага на картоне, темпера,
гуашь.
Автопортрет, 1911 год. Бумага на картоне, темпера, гуашь.
Государственный Русский музей
Синагога, 1910-е годы. Бумага на картоне, гуашь. Частное
собрание
Натюрморт. Кувшин и помидоры, 1912 год. Холст, масло.
Государственный Русский музей
Сумерки шабата (Портрет еврея), 1910-е годы. Холст, масло. Частное
собрание
Постоянной же творческой лабораторией надолго
стал для Альтмана Петербург-Петроград-Ленинград. Не замыкаясь в
одном жанре, он от одного направления смело переходил к следующему
– период Мира искусства и Бубнового валета сменился
агитационным авангардистским запалом. Альтман написал портрет Анны
Ахматовой и создавал графические и скульптурные образы вождей
пролетариата, в том числе Ленина, с натуры, оформлял революционные
празднества в Москве и Ленинграде. Но постепенно он отошел от
больших форм, обретя свою нишу в дизайне, книжной графике и
театральных постановках. Натан Исакович работал в Еврейском театре
Михоэлса, художником-декоратором, в театрах Ленинграда вместе с
Григорием Козинцевым.
Католический святой, 1913 год. Собрание семьи Палеевых,
Санкт-Петербург
Дама у рояля (Портрет Власьевой), 1913 год. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Портрет Анны Андреевны Ахматовой, 1914 год. Холст, масло. ГРМ
Почти сразу после завершения портрета Анна Андреевна написала о нем
в стихотворении Эпические мотивы:
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым...
Часовщик, 1914 год. Холст, масло. Частное собрание
Подсолнухи, 1915 год. Картон, масло. ГРМ
Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости, 1918 год. Холст, масло,
гипсовая крошка. ГРМ
Натюрморт, 1918 год. Холст, масло. Частное собрание
Эскизы плакатов для оформления Дворцовой площади, 1918 год
Россия. Труд, 1921 год. Дерево, эмаль, масло, металл,
угольно-графитовая присыпка, бумага. ГТГ
Портрет Сильвии Гринберг, 1923 год. Холст, масло, уголь, карандаш.
Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург
Натюрморт с шахматами. 1924 г. Хост, масло. Частное собрание
Портрет артистки Ирины Дега, 1927 год. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Портрет жены художника Ирины Петровны Рачек-Дега в полосатой
кофточке, 1936 год. Холст, масло. Частное собрание
Баронесса Сандорф. Иллюстрация к роману Эмиля Золя Деньги,
1961 год
|
</> |