![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcompro100_mica1281460979162677916267_1000.jpg)
Юбиляр дня Александр Дейнека
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
125 лет назад, 20 мая 1899 года, родился
Александр Александрович Дейнека – советский художник,
монументалист, график, педагог, один из основателей Общества
станковистов, академик Академии художеств, народный художник СССР,
Герой Социалистического Труда, которого называют
первооткрывателем новой живописи Советской эпохи
Портрет девушки с книгой (Серафима Лычева будущая жена художника),
1934 год. Холст, масло. Государственный Русский музей
Александр ДЕЙНЕКА
Выходец из рабочей семьи Александр Дейнека
должен был пойти по стопам отца и стать железнодорожником, однако
из-за любви к рисованию поступил учиться в Харьковское
художественное училище. Но грянули революции, занятия прекратились
и Александру пришлось сменить несколько профессий: он преподавал в
женской гимназии, оформлял агитпоезда и театральные постановки и
даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в
армии заметили его талант рисовальщика и отправили учиться на
полиграфическое отделение ВХУТЕМАСа, где он стал учеником известных
графиков Владимира Фаворского и Игнатия Нивинского.
Портрет К.А. Вялова, 1923 год. Холст, масло. Курская областная
картинная галерея им. Дейнеки
После дождя. Курск, 1925 год. Холст, масло. Курская областная
картинная галерея им. Дейнеки
Оборона Петрограда, 1928 год. Холст, масло. ГТГ
Александр Дейнека начал свой творческий путь в
журнале с интригующим названием Безбожник у станка. Помимо
графических работ, писал полные сил и динамики полотна, посвященные
индустриализации, авиации, спорту, новому быту, военной теме,
которые поражали монументальностью формы и ярко отражали дух эпохи.
Напряжённый динамизм хрестоматийной Обороны Петрограда
вызвал фурор на Венецианском биенале 1928 года. Итальянские критики
называли картину гениально задуманной по цвету и рисунку.
Футболист, 1932 год
Пионер, 1934 год. Холст, масло. Курская областная картинная галерея
им. Дейнеки
В парижском кафе, 1935 год. Холст, масло. ГРМ
Скука, 1935 год. Холст, масло. частное собрание
Бегунья, 1936 год. Холст, масло. Киевский музей русского
искусства
Над снегами, 1938 год. Иллюстрация к книге Через полюс в
Америку
Будущие лётчики, 1938 год. Холст, масло. ГТГ
Безмятежность тридцатых годов была нарушена разразившейся Второй
мировой войной.
Военные сюжеты заняли ведущее место в творчестве художника и стали
лучшими в еего творчестве
Оборона Севастополя, 1942 год. Холст, масло. Государственный
Русский музей
О событиях, проходивших в Севастополе Деунека
узнал из газет: Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под
Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным
успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные
следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать я все
же решил на выставку Оборону Севастополя, потому что я этот город
любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И представил,
как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже
дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел
снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то,
что я видел несколько лет назад сам. Словом, моя картина и я в
работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего
сознания, он поглотился единым желанием написать картину.
Сбитый ас, 1943 год. Холст, масло. Музей Крейсер Аврора
В оккупации, 1944 год. Холст, масло. Курская областная картинная
галерея им. Дейнеки
Раздолье, 1944 год. Холст, масло. ГРМ
Женский портрет (портрет жены художника), 1944 год. Симферопольский
художественный музей
В парке. Михайловское, 1946 год. Бумага, акварель, белила. Частное
собрание
Москва Эстафета по кольцу Б, 1947 год. Холст, масло. ГТГ
Александр ДЕЙНЕКА
Донбасс возрождается, 1947 год. Холст, темпера. ГТГ
Маяковский в РОСТА, 1948 год. Холст, масло.
Девушки в выходные дни, 1949 год. Холст, масло. Выставочный зал
союза художников России
Утренний туалет. 1953 год. Холст, масло. Курская государственная
картинная галерея имени А.А.Дейнеки
Стихи Маяковского, 1955 год. Холст, масло. Национальная галерея
Армении
В Крыму, 1956 год. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алма-Ата
Баскетбол, 1962 год. ГТГ
Александр ДЕЙНЕКА
На юге, 1966 год. Холст, масло.
Алексанр ДЕЙНЕКА
Юный конструктор, 1966 год. Холст, масло. ГТГ
Прирождённый монументалист, Дейнека работал над проблемой синтеза искусств. Результатом явились мозаики на станции метро Маяковская и Новокузнецкая, в фойе актового зала МГУ, декоративный фриз во Дворце Съездов Московского Кремля.
|
</> |