ЮБИЛЕЙНОЕ
diak-kuraev — 30.01.2014 Теги: ПутинВ редакции «ВМ» прошел круглый стол, посвященный пятилетию интронизации патриарха Кирилла.
о. Всеволод Чаплин:
Я довольно старый бюрократ. Я двадцать восемь лет в церковной бюрократии, из них более двадцати лет участвую в переговорах с государством по самым непростым вопросам и в диалоге с разными общественными силами, благонамеренными в отношении Церкви и жестко критическими.
Святейший Патриарх Кирилл — это человек, который мыслит глобально и умеет действовать в каждом отдельном "локусе". Мы не объект процессов, которые происходят в мире, мы их субъект. Православные не являются социальными оптимистами, мы знаем что в конце концов мир лежащий во зле злом и будет уничтожен. Но столько сколько Господь позволяет мы можем рассчитывать на то, чтобы осуществить нашу картину мира, не только в России — везде.
Святейший Патриарх Кирилл имеет уникальный для нашей цивилизации жизненный опыт. Для Святейшего общение с самыми разными людьми, от Нельсона Манделлы до мостодонтов западных культур. И у Святейшего есть огромное умение действовать.
Очень важно иметь в виду, что Святейший старается везде, где он может, лично действовать, больше чем позволяют физические силы отдельного человека. Он совершил бесчисленное количество визитов в епархии, посетил более 400 приходов в Москве и Подмосковье. Был во многих странах в качестве патриарха. Произнес множество проповедей, в которых выстраивается целая система общественных и церковно-богословских взглядов. Он перерабатывает в год десятки тысяч документов. Я уверен, что имея такого мыслящего и деятельного человека в качестве предстоятеля Русской Православной Церкви, мы можем с уверенностью сказать, что наша Церковь может и должна стать одной из десяти тех религиозных общин мира, которые определяют его облик и его будущее.
о. Александр Шумский: Святейший Патриарх Кирилл является сегодня безусловно лидером христианского мира. Удивительное чувство традиции, с одной стороны, и чувства необходимости новизны с другой, потрясают в его личности.
В трудное время Святейший Патриарх оказал поддержку, когда была "болотная" эпопея и как это оказалось важным в нужный момент. И надо заметить то, что государство наше в лице президента Путина, берет сейчас курс на отстаивание традиционных ценностей и опирается как раз на Церковь, на Святейшего Патриарха Кирилла. Поэтому неслучайно сейчас то, что темные силы пытаются дискредитировать его, чтобы вот этот союз продуктивный между Церковью и государством разрушить, чтобы традиционные ценности не смогли бы одержать победу в этом мире.
В позапрошлом году, когда мы праздновали юбилей Бородинской битвы, Святейший выступал там, на Бородинском поле. Даже стало страшно за него в этот момент, насколько он был пламенным, как Пламенный Серафим, вот такое у меня было ощущение. И конечно с таким лидером церковным нам ничего не страшно. Я счастлив, что служу сейчас в Церкви под руководством такого Патриарха.
Сергей Лютых: Я бы хотел как раз, когда мы говорим о лидере задать такой вопрос. Хочу, чтобы присутствующие здесь люди порассуждали над этим. Патриарх Кирилл действительно человек какой-то исключительный. Я смотрел передачи "Слово Пастыря", слушаю его выступления, проповеди и действительно дело даже не в опыте, но это действительно какая-то личность. Это мощный талант. Человек, который формулирует свои мысли очень четко, его русский язык настолько безупречен. Это феномен. Я рад тому, что мне повезло, моя молодость приходится на время правления такого руководителя Церкви, но отсюда и вопрос. Мы говорим о симфонии и отмечаем, что нам повезло: есть и сильный руководитель страны, как Владимир Путин и у нас вот такой патриарх. Хочу чтобы вы порассуждали, может быть люди, те же либералы, думают о чем: есть такой сильный Патриарх, а вот если не будет такого же сильного государственного деятеля, будет какой-нибудь человек, просто представляющий интересы какой-то группы, на время набравшей большинство. И достаточно серый человек встал бы у руля такого государства, как Россия. Здесь, в этот момент, как вы думаете как поступит Патриарх, человек понимает все сферы жизни, чувствует пульс страны. Если он почувствует, что новый лидер государства не будет отвечать высоким требованиям, как юный царь Алексей Михайлович, который много чего хотел, но не обладал таким опытом как Патриарх Никон. Вот столкновение этого человека с менее сильным лидером. Как вы думаете как бы сложилась эта ситуация?
Кирилл Фролов: Мы - православные христиане видим и в политических и церковных событиях Промысел Божий. И я считаю, что нам очень повезло и с Патриархом и президентом, чтобы достойно отвечать на мировые вызовы, цивилизационные вызовы. Чтобы Русская Православная Церковь могла вести людей к спасению, ведь Бог вочеловечился, чтобы мы могли обожиться, чтобы мы стали богами по благодати, наша Церковь должна быть мировой силой. В тоже время церковные тексты, труды наших миссионеров, стали оплотом нашего самосознания. Особенно актуальны в дни "майдана" Нестор летописец с Повестью временных лет, где он ясно говорит о Киеве, как о том месте, откуда пошла русская земля. И Слово о Законе и Благодати Киевского митрополита Иллариона — манифест нашей Веры и национального самосознания. То есть Россия и русское возникли благодаря Русской Православной Церкви, поэтому никакого русского возрождения и государственного возраждения России, кроме как на основе Православия быть не может, это не русское что-то будет. Идеалы псевдолибералов и псевдонационалистов: "нам нужна маленькая, вписанная в другие центры Россия". В первую очередь речь идет о таком центре, как Европа, где сейчас ведется политика дехристианизации. Такая Россия невозможна. Поэтому задачи становления Русской Православной Церкви, как великой мировой силы и задачи сохранения суверенитета России и становления ее как мировой державы совпадают.
Сергей Лютых: Хочу напомнить и скорректировать вопрос. Если рядом с Патриарзом Кириллом окажется слабый руководитель государства не появится ли соблазна помочь ему в политическом управлении.
Кирилл Фролов: Я думаю, спекуляция вокруг темы столкновения Церкви и государства в нынешней России невозможна. Если прямо мое мнение, то Патриарх Никон пострадал за то, что настоял на воссоединении Украины с Россией. Его оклеветали, дискредитировали, смели. Он не хотел быть царем, не подсиживал царя. А как потом вскрылось это был заговор агентов Речи Посполитой. Поэтому в традиции русской церкви нет подмены государству. Это надуманная теория и политтехнологи определенные ее периодически пытаются создать. Если бы сегодня на месте Путина оказался слабый человек, но Сын России,не предатель, то Святейший Патриарх помогал бы такому человеку, не посягая на государственную власть. Патриарх не захочет быть президентом. Вот вчерашняя проповедь, посвященная святителю Филиппу митрополиту Московскому — это манифест симфонизма. Там были очень четко расставлены акценты. А провокаций сейчас очень много, потому что сейчас достаточно сложный исторический момент.
Святейший Патриарх не из тех, кто отступает. А если бы в России пришли к власти оккупанты, которые уничтожали русский народ и государство, то я хотел бы обратить ваше внимание на цикл Ермогеновских проповедей Святейшего, которые он произносил почти весь 2013 год: и о событиях 17-го века в том числе. Но сегодня Церковь и государство всей больше понимают, что иной опоры, кроме православной у России нет. И с Божией помощью Россия станет великой и выполнит свою историческую миссию.
о. Всеволод Чаплин: Я почему-то думаю, что и нынешний президент и патриарх еще долго будут работать вместе, так что не дождетесь.
Евгений Никифоров генеральный директор радио «Радонеж»: Пять лет – это короткий период. Если учитывать, что Церковь равновеликий организм нашему государству и равнозначный по влиянию на наше общество. Патриарх Кирилл провел апгрейд жизни нашей церкви. Ему удалось создать эффективный аппарат управления. При Святейшем Патриархе Алексии все только начиналось и на каждый чих – мы бежали и просили благословения. Сейчас этого не требуются. Громадная часть функций передана отцу Всеволоду. Они все решают быстро и эффективно. Святейший Патриарх Кирилл в своей кадровой политике проявил чудеса. На узловые места поставлены лучшие, самые способные и компетентные люди. Еще одно важное качество Патриарха Кирилла – его бесстрашие. Он укоренен в церковной традиции. У него громадный опыт. Он разработал громадный инструментарий по работе с обществом и церковью. Патриарх – один из выдающихся интеллектуалов мира, а также ярчайший ритор и спикер. Не нужно смущаться этими словами. Он сохранил все лучшее, что есть в нашей церкви. Ничего не разрушил. Ни йоты от себя не добавил. Но всему придал громадный драйв, энергию и динамику.
Антон Григорьев : Его Святейшество – гениальный администратор, выдающийся богослов и мыслитель. Он – духовный и нравственный ориентир. Но что его делает носителем всех этих превосходных степеней? Патриарх Кирилл, прежде всего, носитель апостольской благодати. Она на нем почиет явно. Мы видим перед собой – подлинного наследника апостолов. И это явственно выражается в делах его. Когда мы видим деятельность Патриарха Кирилла, мы видим его как носителя Апостольской благодати, как подлинного ловца человеков.
|
</> |