Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение

топ 100 блогов galik_12306.12.2022
Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Начало
Продолжим обзор выставки Игоря Эммануиловича Грабаря. Последняя по времени небольшая выставка работ Грабаря состоялась в Третьяковской галерее ещё в 2001 году. Нынешняя экспозиция значительно расширена, в её состав, помимо шедевров из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, вошли произведения из 13 региональных музеев и 14 частных собраний, а также несколько знаковых картин из Национального художественного музея Республики Беларусь. На втором этаже представлена деятельность Грабаря как организатора в области музееведения, реставрации и охраны памятников. В первой части экспозиции - автопортреты мастера и написанные им портреты талантливых коллег-ученых. Вторая часть зала оформлена как фондохранилище. Эта важнейшая музейная структура была введена в практику Грабарем.
Академик, председатель Научно-методического совета по охране памятников культуры при Президиуме Академии наук СССР, директор Института истории искусств Академии наук СССР действительный член Академии художеств СССР член-корреспондент Академии архитектуры СССР, научный руководитель Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР - это далеко не полный перечень званий и заслуг Игоря Эммануиловича Грабаря.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Автопортрет в шубе, 1947. Холст, масло. ГТГ

В августе - октябре 1902 года Грабарь путешествовал по Архангельской губернии. Вернувшись в Санкт-Петербург с рисунками, фотографиями и этюдами, он написал эту картину.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
И. Грабарь. Городок на Северной Двине, 1903. Холст, масло. Музей архитектуры им. А.В. Щусева


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Автопортрет с палитрой (в белом халате), 1934-1935. Холст, масло. ГТГ

Пётр Иванович Нерадовский (1875-1962) - художник, хранитель художественного отдела Русского музея (с 1909). Работал во Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе с 1919-го, в Третьяковской галерее (1925-1928), Эрмитаже и в Академии истории материальной культуры (1930-е). В 1930-е находился в заключении по сфабрикованному обвинению. В 40-е работал сотрудником Загорского музея заповедника и Центральных реставрационных мастерских. Его научные интересы простирались от искусства Древней Руси до искусства начала XX века.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Портрет П.И. Нерадовского, 1946. Холст, масло. ГТГ

Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984) - инженер-строитель, реставратор памятников архитектуры, искусствовед, организатор и руководитель ярославских реставрационных мастерских (1918-1926), создатель и первый директор Музея народного творчества в Коломенском (1927-1933). В 1920-1930-е разработал методику консервации и реставрации памятников архитектуры, выезжал в многочисленные научные экспедиции на Север и на Кавказ. Репрессирован по делу славистов. В 1933-1936 годах отбывал заключение в сиблаге в Мариинске, а затем жил в городе Александрове, где занимался реставрацией Кремля. Учёный восстановил и спас от сноса более 100 памятников архитектуры, в том числе собор Василия Блаженного в Москве, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, раскрыл из-под поздних наслоений здание Английского двора, палаты Симоа Ушакова и Боровского подворья в Москве, подготовил проект восстановления Крутицкого подворья. Благодаря обмерам и чертежам Барановского в 1990-е был воссоздан Казанский собор на Красной площади в Москве.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Портрет архитектора-реставратора П.Д. Барановского, 1938-1951. Холст, масло. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

Абрам Маркович Эфрос (1888-1954) - искусствовед, театровед, переводчик, выпускник юридического факультета Московского университета, художественный критик в газете Русские ведомости (1911-1917), заведующий отделом нового и новейшего искусства Третьяковской галереи (с 1920), хранитель отдела французской живописи и заместитель директора ГМИИ в Москве. Дважды подвергался репрессиям - в 1937 и 1950 годах.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Портрет А.М. Эфроса, 1931. Холст,масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Анатолий Васильевич Бакушинский (1883-1939) - доктор искусствоведения и профессор Московского университета (с 1924), заведующий Цветковской галереи, сотрудник Третьяковской галереи. Бакушинский занимался изучением произведений искусства, а также вёл просветительскую работу. Автор книг Искусство Палеха (1934), Искусство Мстёры (1934 в сотрудничестве с В.М. Василенко).

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Портрет А.В. Бакушинского, 1936. Холст, масло. ГТГ

В 1913 году Грабарь стал попечителем, а вскоре директором Третьяковской галереи (1918-1925). Особое внимание Грабарь обращал на политику пополнения фондов Галереи и расширения ее коллекции. Приобретение работ художников авангарда М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, позволило представить развернутую картину отечественного искусства.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Справа - Пётр Кончаловский (1876-1956). Портрет Н.П. Кончаловской, 1915. Холст, масло. Приобретено Советом Третьяковской галереи, 1916. ГТГ


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Роберт Фальк (1886-1958). Солнце. Крым. Козы, 1916. Холст, масло. Приобретено Советом Третьяковской галереи, 1920


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Наталья Гончарова (1881-1962). Букет и флакон красок, 1909. Холст, масло. Приобретено Советом Третьяковской галереи, 1913


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939). Мать, 1913. Холст, масло. Приобретено Советом Третьяковской галереи, 1918. ГТГ

Огромное количество произведений влилось в состав Третьяковской галереи после революции из Государственного музейного фонда (1918-1928), созданного и возглавляемого Грабарем. Значительно разросшееся собрание галереи потребовало дополнительного помещения для хранения вновь поступивших произведений. Только лучшие из них попадали в залы, другие - менее значимые, но важные для научных исследований, оказывались в фондохранилище. Параллельно Грабарь энергично и решительно занимался вопросами устройства музейного дела в масштабах Советского государства.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение



Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Василий Кандинский (1866-1940). Озеро, 1910. Холст, масло. Поступила в 1924. ГТГ


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Илья Машков (1881-1944). Натюрморт. Камелия, 1913. Холст, масло. Приобретено Советом Третьяковской галереи, 1915. ГТГ


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Илья Машков. Портрет Н.М. Усовой, 1915. Холст, масло. Приобретено в 1918. ГТГ


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Борис Григорьев (1886-1939). Консьержка, 1918. Холст, масло. Приобретено в 1918. ГТГ

По инициативе Грабаря 10 июня 1918 года в Москве была создана Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. В число её главных задач входило обнаружение, учет, спасение и реставрация произведений живописи Древней Руси. В 1924 году Комиссия была реорганизована в Центральные государственные реставрационные мастерские во главе с директором - Грабарем (до 1931). За этот период удалось наладить систему государственного управления сферой охраны и реставрации практически всех видов памятников искусства, научную работу в области теории и методики реставрации, организовать публикацию научных трудов. Важным направлением деятельности мастерских являлось проведение научных экспедиций в разные регионы России с целью исследования и реставрации древних памятников. Более 40 из них прошли по Русскому Северу, Поволжью, Уралу, Смоленщине, Крыму, Белоруссии, Туркестану и Кавказу. Стремительно обследовались церкви Москвы, Звенигорода, Владимира, Ростова и Ярославля, Новгорода, Пскова, Кириллова и Ферапонтово, благодаря чему множество древнерусских памятников попадали в музейные собрания.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Копии икон для выставки "Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVII веков" в Европе и Америке (1929-1932)

Мастерские развивали связи с крупнейшими музеями Европы и зарубежными учеными, стремились пробудить их интерес к русской иконе. Важным событием стала подготовленная Грабарем и Анисимовым выставка «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVII века». Она с успехом прошла в Германии, Великобритании и США в 1929-1932 годах. Наряду с известными музейными экспонатами в экспозиции присутствовали нераскрытые памятники, позволяющие во время работы выставки продемонстрировать методы и приемы реставрации.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Копии икон для выставки "Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVII веков" в Европе и Америке (1929-1932)

Григорий Осипович Чириков (1882-1936) - потомственный иконописец из крестьян Мстеры. С 1918 года - сотрудник Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. Обследовал стены собора Спасо-Андроникова монастыря, Благовещенского собора в Кремле, им был обнаружен в Успенском соборе на Городке в Звенигороде Звенигородский чин, приписываемый Андрею Рублёву. В 1918-1919 годах раскрыл икону Богоматерь Владимирская, затеи образ Святой Троицы Андрея Рублёва. В 1929-м копировал их и другие иконы для выставки древнерусской живописи в Европе и США 1929-1932 годов. Дважды подвергался репрессиям - в 1928 и 1931 годах.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Портрет реставратора Г.О. Чирикова, 1931. Холст, масло. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Григорий Чириков (1882-1936). Христос Вседержитель, 1929-е.  Копия живописи центральной доски средника деисусного (Звенигородского) чина (около 1400, ГТГ). Дерево, темпера. ГТГ


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Григорий Чириков. Ангел Златые Власы, коней 1920-х. Копия иконы конца XII-начала XIII. Дерево, темпера. ГРМ


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение

На третьем этаже в небольшом зале развернута инсталляция кабинета Грабаря, где нашли место архивные документы и его научные труды. В качестве искусствоведа он начал научную деятельность в конце 1880-х годов как автор художественных обзоров и литературных эссе в журнале "Нива", затем продолжал печататься в журналах "Мир искусства", "Весы", "Золотой век" и "Старые годы". Постепенно от критических статей Грабарь перешел к монографическим исследованиям. Наиболее известными стали его труды о творчестве архитекторов Д.И. Жилярди и М.Ф. Казакова, иконописцев Андрея Рублева и Феофана Грека, художников русской реалистической школы В.А. Серова и И.Е. Репина.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение

В выставочном варианте книжного шкафа Игоря Грабаря представлены разные издания. Среди них журналы "Стрекоза", "Пчелка", "Нива", для которых в университетские годы будущий искусствовед писал небольшие юмористические рассказы. По соседству с ними разместились журналы "Мир искусства", "Весы" и "Старые годы". В них Грабарь часто публиковал обзоры выставок, биографии знаменитых художников, заметки о картинах.
После революции Грабарь сотрудничал с журналами "Среди коллекционеров", "Русское искусство", "Красная нива", "Красная панорама". Номера некоторых из них можно найти на книжных полках. Отдельно на стеллажах сгруппированы тома дореволюционной "Истории русского искусства", выпускавшейся в красивых кожаных переплетах издательством И.Н. Кнебеля, и "Истории русского искусства", осуществленной в 13 томах коллективом авторов в советский период. Рядом - иллюстрированные монографии, посвященные В.А. Серову, И.И. Левитану, М.А. Врубелю, изданные до революции, и фундаментальный труд Грабаря о творчестве И.Е. Репина, за который в 1941 году он получил Сталинскую премию. В библиотеке Грабаря непременно находились многотомный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона и собрание сочинений Н.В. Гоголя. По заказу "Нивы" начинающий художник исполнил многочисленные рисунки к некоторым произведениям писателя.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение

Здесь же представлены несколько ранних работ Игоря Грабаря. По словам Грабаря, этюд написан "с дилетанта-художника Свентаржицкого, сидящего в профиль на венском стуле, в шубе и в цилиндре".

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
И. Грабарь. Человек в цилиндре, 1891. Холст, масло. Частное собрание, Москва

На картине изображён вид из окна доходного дома барона В.Б. Фредерикса в Санкт-Петербурге, в котором жил один из университетсктх товарищей Грабаря.

Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
И. Грабарь. Крыша со снегом. Этюд, 1889. Холст, масло. ГТГ


Юбилейная выставка Игоря Грабаря. Продолжение
Прудик у Дельвиговского училища в Москве, 1889. Холст, масло. Частное собрание, Москва

По подсчетам Грабаря, за свою жизнь он опубликовал более ста научных трудов. Ученый сам раскрыл секрет своей работоспособности. Он объяснил, что на протяжении жизни вставал в 6 часов утра, а ложился спать в 10 часов вечера, "не любил заседать, никогда нигде не бывал по вечерам и по гостям, ибо берег свое время для дела".
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Привет сообществу! Задумался о покупке бу машины, нравится пасфаиндер, год от 2010го - 3й рестайлинг, возникли следующие вопросы касательно покупки, пока примериваюсь 0) Я так понимаю что - что б/у, что новье - будет немного дешевле в январе/феврале - добавится новый год к авту итп? Ну ...
Антон Орехъ обозреватель  02 сентября 2013, 18:00 Коллеги с «Лайфньюс» в очередной раз продемонстрировали, что если вы человек известный, то вам лучше не расслабляться, думая, что вы неузнанным гуляете по городу и в неброской одежде ...
Чтоб добраться до железнодорожного вокзала, мы заказали водное такси. На самом деле, отлично можно было добраться и водным автобусом, но такси заказали раньше. Докатили нас с ветерком. Загрузились в поезд. Ну что я могу сказать? Опять муж прав оказался. :) Отличные в Италии поезда, просто ...
Хоть и май, но уже как лето! ...
На пути к истине Жить или любить? Украденная любовь Жизнь - это выбор ...