Юбилей Як-38
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Юбилей Як-38 Yak-38 Юбилей Як-38 Yak-38](/images/main/yubiley-yak-38-b243d8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/afirsov/14754672/940055/940055_original.jpg)
Чрезвычайно противоречивый самолет: сомнительная концепция, хорошая техническая реализация, увы, история, закончившаяся практически, когда самолет был уже доведен до приемлемого уровня…
Чисто провал флотской «технической» (пардон) «мысли». Казалось бы в начале 70-х был проект нормального авианосца, был проект нормального палубного истребителя на базе МиГ-23 (и на его же базе ударный самолет).
![Юбилей Як-38 MiG-27K Юбилей Як-38 MiG-27K](/images/main/yubiley-yak-38-875b75.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/afirsov/14754672/940383/940383_original.jpg)
Но флот захотел «своего, уникального пути развития авианесущих кораблей» (с) – британский «Харриер» сбил с понталыги. Типа, очень заманчиво иметь боевой самолет, способный действовать со взлетных площадок, сравнимых с вертолетными – практически с любого более менее крупного корабля, и даже, не побоюсь этого слова, «судна» [почему-то военные моряки не любят, когда так называют их «корабли», когда в свое время вполне были такие сочетания, как «сторсудно» – сторожевое судно, это которые «дивизион плохой погоды», ага]. Встать на позиции авиаторов флот никак не хотел: ведь «Харриер» имел радиус действия 100 км - повод задуматься. Дело даже не в малом радиусе, а в продолжительности полета. Як-38 реально мог держаться в воздухе при вертикальном взлете и посадке чуть более 20 минут. Но авиаторы одним самолетом не воюют, ну, минимум звеном, желательно эскадрильей. Вот, скажите, если нужно поднять эскадрилью в воздух, сколько времени уйдет на ее «сбор» в воздухе и сколько время на ожидание «на кругу» при посадке? Что там останется от 20 минут полета? Да, потом появился короткий взлет, но у ТАВКР «Киев», знаете ли вы, имелся перед взлетной палубой спонсон под пару автоматов АК-630.
![Юбилей Як-38 Yak-38a Юбилей Як-38 Yak-38a](/images/main/yubiley-yak-38-f57faa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/afirsov/14754672/940705/940705_original.jpg)
Взлет с коротким разбегом - слева виден спонсон с РЛС "Вымпел" и АК-630
Этот спонсон давал такой вихрь над палубой, что взлет с короткого разбега при идущем полным ходом корабле был невозможен – самолет переворачивало. Потом на ТАВКР «Горшков» спонсон таки ликвидировали, но одновременно моряки решили избавиться от головной боли с Як-38 и с самими ТАВКР… И с этими, как их там? ...летчиками - флот так и не понял, что подходить к морским летчикам нужно с другой меркой, чем к "сухопутным"...
![Юбилей Як-38 Yak-38b Юбилей Як-38 Yak-38b](/images/main/yubiley-yak-38-c65709.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/afirsov/14754672/940881/940881_original.jpg)
Сдача Як-38 на хранение
Накреативили, едреныть…
![Юбилей Як-38 Yak-38d Юбилей Як-38 Yak-38d](/images/main/yubiley-yak-38-898790.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/afirsov/14754672/941093/941093_original.jpg)
С коротким разбегом взлетает Як-38М с пушечными контейнерами - вполне доведенный боевой самолет...
А «огурец» был неплох...
|
</> |