Юбилей национального позора
oadam — 03.10.2011Злополучная ракета была тогда выпущена с позиций войск ПВО Украины в Крыму – военного полигона в районе мыса Опук 1-м дивизионом 96-й зенитной ракетной бригады (в/ч 27309). За пару месяца до трагедии, несколько комиссий командования ПВО проверяли готовность этой бригады к маневрам: зенитчики дивизиона тогда получили оценку «удовлетворительно», а командный пункт бригады из-за низкой слаженности боевых постов – оценку «неудовлетворительно». Тем не менее решение направить бригаду уже было принято и тогда ее быстренько «переэкзаменовали», исправив «двойку» на «тройку». Боевые расчеты для этой «показухи» были доукомплектованы только перед самыми стрельбами, хотя показывать-то было особо и нечего – ну кого могли удивить давно устаревшие, разработанные 35 лет назад ракетные комплексы С-200?
И серьезной ошибкой организаторов стало применение ракетных комплексов с дальностью стрельбы до 260 км. (при том, что была закрыта воздушная зона площадью 144 на 140 км.) именно на полигоне Опук. При таких условиях открытая международная воздушная трасса Б-145 оказывалась в секторе стрельбы. В былые времена, при СССР, именно по этой причине боевые полигоны в Крыму для проведения учений сил ПВО с реальными пусками зенитных ракет никогда не проводились.
В 12 часов 41 минуту 20 секунд был произведен пуск, при этом дальность цели (мишень «Рейс») составила 26—28 км. Ракета 5В28 комплекса С-200В стартовала в заданном направлении, развивая скорость свыше 1 км в секунду. На свою беду, в то же самое время, с теми же курсовыми координатами, в том же направлении, только на дальности в 260 км по международной трассе Б-145 летел самолет ТУ-154.
Через 29 секунд после пуска командир 1-го дивизиона доложил руководителю ракетных стрельб генерал-лейтенанту Дьякову (он же являлся заместителем главнокомандующего войск ПВО по боевой подготовке) что наведение сорвано. Но никто не доложил генералу что промахнувшаяся ракета с набором высоты полетела дальше, чего по условиям учений быть не должно. Причем 1-й дивизион продолжал автоматическое наведение на оставшуюся в зоне «радиолокационного захвата» цель и вскоре оператор наведения доложил на КП о том, что его радар «захватил» не одну, а сразу три цели! Определить, что собой представляют эти воздушные объекты, оператор не имел технических возможностей, но «целью №1» была мишень «Рейс», «целью №2» – российский ТУ-154 и «целью №3» – армянский самолет АН-24. Точно идентифицировать цели могли только на командном пункте учений, и теперь все зависело от решения руководителя стрельб, который обязан был правильно оценить обстановку.
На командном пункте учений принимают доклад: «На экране три цели!». Приказ генерала Дьякова прозвучал незамедлительно: «Пошли их в сраку! Огонь!», хотя времени оценить обстановку и принять решение было более чем достаточно, поскольку результаты пуска поступают на командный пункт в реальном масштабе времени. Нужно было просто-напросто отключить радиолокационную станцию: тогда головка самонаведения ракеты, перестав получать отраженный от Ту-154 сигнал, выдала бы команду своим рулям «максимально вверх» и ракета «свечой» ушла бы в верхние слои атмосферы.
Почему этого тогда не произошло? Да еще и потому что на командном пункте высшие украинские командные чины тогда банально бухали и не могли адекватно реагировать на происходящее! У них в момент учений на украинском КП были гости – российские военные во главе с тогдашними командующим Черноморским флотом адмиралом Комоедовым и командующим ВВС РФ генералом Корнуковым (известным еще и тем, что именно он командуя 40-й дивизией ПВО, 01.09.1983г. отдал приказ об уничтожении южнокорейского пассажирского самолета «Боинг-747»). Адмирал Комоедов через оптический прибор самолично наблюдал за пуском С-200В. Рассказывают, что сразу же после рокового пуска Комоедов, следивший за восходящей траекторией ракеты, обратился к министру обороны Украины Кузьмуку: «Александр Иванович, что-то не туда твоя ракета улетела…». Министр ответил: «Да брось ты…Цель поражена».
Да, цель была поражена… В 12 часов 45 минут 4 секунды ракета догнала ТУ-154 сзади на высоте 11100 метров. Прямо в 15 м над лайнером дистанционный взрыватель боевой части ракеты осуществил подрыв и тысячи стальных шариков разорвали самолет от носа до хвоста. Большинство пассажиров погибло без мучений, мгновенно. Члены экипажа наблюдали этот кошмар более минуты, до конца, пока самолет не рухнул в море. Одновременно со взрывом магнитофон российского центра управления воздушным движением «Стрела», который вел лайнер, записал фрагменты выходов на радиосвязь экипажа падающего самолета. Через 13 секунд после взрыва на фоне криков, помех и мата была расшифрована последняя фраза одного из пилотов: «... куда попала(о) ...».
Тогда же метка самолёта исчезла с экранов радаров. А в 13 часов 46 минут на связь с диспетчером вышел экипаж Ан-24 армянской авиакомпании, сообщивший, что только что наблюдал взрыв в воздухе и, предположительно, падение самолёта. Ту-154 пропал в нейтральных водах Чёрного моря примерно в 180 км от Новороссийска. Вскоре в том квадрате были обнаружены обломки самолёта и плавающие на поверхности моря тела погибших людей. Погибли все 78 человек.
Рассказывают, что обстановка на командном пункте учений прояснилась почти сразу, и всю ночь с 4-го на 5 октября в Министерстве обороны Украины шло обсуждение ситуации. Уже все было понятно россиянам, чьи радары зафиксировали ракетную атаку. Все было понятно и американцам, разведывательные спутники которых наблюдали за ходом маневров и результатами пусков. Все было понятно и мировым средствам массовой информации, которые уже вечером передавали версию об украинской ракете как основную (США им сразу предоставили свои данные).
Украинские же власти категорически отвергли возможность причастности наших военных к трагедии. Сначала они стояли на том, что никаких учений в Крыму тогда вообще не было. Затем стали говорить, что стрельбы проводились, но ракетами без боеголовок. Потом Кучме подыграл и Путин, заявивший что «оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно».
Украинское телевидение транслировало это невероятное вранье, в то время как во всем мире шли репортажи, где Украину опять называли «Верхней Вольтой с ракетами» и демонстрировались поднятые спасателями трупы и обломки, пробитые поражающими элементами нашего ракетного комплекса.
Официально Украина свою вину так и не признала до сих пор. Состоявшаяся серия украино-российско-израильских переговоров в 2004 году пришла к некому взаимоприемлемому компромиссному варианту. Вкратце он выглядел так: Украина добровольно выплачивает по $200 тысяч родственникам каждой жертвы в режиме экс гратиа (международно-правовая норма, предусматривающая выдачу компенсации без признания ответственности). А взамен представители потерпевших отказываются от дальнейших судебных претензий к Украине. Никто из высших украинских военных чинов, бухавших 4 октября 2001 года на полигоне Опук под суд, естественно, не пошел.
Самое противное в этой трагедии, это то что Украина в ней отметились позорным враньем, которое уронило и без того низкую репутацию ее Вооруженных Сил «ниже плинтуса». И еще искренне жаль молодых лейтенантиков – тех из них, для кого маневры на полигоне Опук 4 октября 2001 года должны были стать первым боевым крещением в деле защиты Отчизны, а стали днем национального позора. Позора народа, которого защищает армия, имеющего очень опасного «вероятного противника» – саму себя.
P.S. Справедливости ради следует отметить, что украинские военные и гражданские власти действовали по наработанной для таких случаев в СССР схеме
17 декабря 1961 года: в Ростовской области зенитной ракетой был сбит Ил-18, совершавший рейс Москва–Адлер. Погибли 59 человек.
30 июня 1962 года: в Красноярском крае зенитной ракетой был сбит Ту-104А, выполнявший рейс Иркутск – Омск. Погибли 84 человека.
4 апреля 1963 года: возле Чистополя зенитной ракетой был сбит Ил-18В. Погибли 67 человек.
6 января 1968 года: в Якутии зенитной ракетой был сбит Ан-24, выполнявший рейс Якутск –Новосибирск. Погибли 45 человек.
22 января 1973 года: в аэропорту Перми зенитной ракетой был сбит Ан-24. Погибли 44 человека.
5 мая 1976 года: близ Чернигова попал в спутный след истребителя МиГ, сорвался в штопор и разбился Ан-24, летевший из Киева в Москву. Погибло 52 человека.
Во всех этих случаях авиакатастрофы списывали на технические неполадки самих гражданских самолетов и никто из военных никакого наказания не понёс.
|
</> |