Йо-хо-хо, и бутылка рома (окончание)
el_murid — 04.10.2011 Для того, чтобы вести разговор о пиратстве, нужно договориться о терминологии. Почтенное занятие восходит к первым десяти древнейшим профессиям, и хотя находится в списке чуть ниже журналистики и проституции, это не мешает ему иметь свой собственный уникальный понятийный аппарат.Частные лица, занимающиеся почтенной профессией, могли купить патент любого государства, и заниматься своим делом, обязуясь платить некую долю добычи государству-патентодателю. Никаких обязанностей по отношению к каперам - так назывались эти уважаемые люди - государство не несло за исключением того, что военные суда этого государства не могли атаковать "свои" каперы. По отношению к любым другим военным судам правовой статус капера оставался практически таким же - государство, выдавшее патент, не несло ответственности за его действия. Правда, существовал целый кодекс - нельзя было нападать на корабли союзных государств, нельзя было атаковать поселения, принадлежащие им и так далее. Но в целом разница была невелика.
Наконец, наиболее уважаемые профессионалы переходили на госслужбу и становились рейдерами. От имени короны они вели пиратскую деятельность, отламывая государю весьма немалую долю дохода - иногда она доходила до 80-90%. Фактически это были частные военные компании Нового времени, работающие на госконтракте. Государство имело право и возможность использовать свои рейдеры в качестве морского военного флота, капитаны рейдеров находились в подчинении начальников флотов.
Тортуга. История
Левассёр был умным и жестким губернатором Тортуги, что немедленно привело его к конфликту с французскими властями Вест-Индии. Генерал-губернатор Французских Антилл Пуанте, который и поспособствовал Левассёру в его приходе в кресло губернатора Тортуги, заказал своего протеже, и в 53 году он был убит в результате заговора. Заговорщики сдали остров экспедиции французов, которые переназначили местное руководство. Пиратам, посещающим остров, было объявлено, что они могут пользоваться всеми предоставляемыми удобствами в обмен на каперские патенты, которые выдавали французские власти Тортуги. Патентованные таким образом каперы ориентировались на захват испанских кораблей и испанских прибрежных поселений по всей акватории Антилл.
Права были переданы Француской Вест-Индской компании, представителем которой стал назначенный губернатором д'Ожерон (опять привет от Сабатини!). Новый губернатор хоть и с трудом, но нашел общий язык с тортугской братвой, выдав ей каперские патенты против испанцев. Цена патентов возросла до 10% добычи - но пираты согласились на повышение ставок, увидев, что новый губернатор активно укреплял остров, строил инфраструктуру, вооружал и обучал гарнизон.
Наиболее известными флибустьерами 60 годов, базировавшихся на Тортуге, были Пьер Большой, Гийом Шампань, Пьер Француз, Гасконец, Мишель Баск, Пьер Пикар, Моисей Воклэн, Антуан дю Пюи и Франсуа Л'Олоне
С этого момента Франция стала использовать каперов Тортуги для организации целевых набегов на наиболее выгодные с точки зрения грабежа точки акватории и побережья. Губернатор оказал помощь Олоне в организации налёта на Венесуэлу. Ущерб, нанесенный испанцам, составил около миллиона экю, добыча - более 300 тысяч экю. Через год Олоне повторил набег - уже на Гондурас.
Однако политика Франции, ориентированная на войну с Испанией, существенно подкосила возможности страны, был заключен первый Аахенский мир, дела Французской Ост-Индской компании пошли неблестяще. Каперы Тортуги потребовали от д'Ожерона отмены монополии Вест-Индской компании и разрешения на торговлю с постронними торговцами. Фактически начался мятеж. Однако в 70 году значительная часть пиратов присоединилась к очень масштабному набегу английского пирата Моргана на Панаму, существенно оголив Тортугу. Этим воспользовался д'Ожерон, получивший подкрепление в виде фрегата "Аврора" и военных моряков. Он сумел подавить мятеж, в октябре 70 года король Людовик помиловал мятежников специальным ордонансом.
Однако банкротство Французской Вест-Индской компании привело к тому, что пираты Тортуги, и без того удачно сбывающие добычу в другие места, получили возможность окончательно отказаться от монополии Франции на торговлю и начали перебазирование в новые быстрорастущие гавани Сен-Доменга: в Пор-де-Пэ, Кап-Франсэ, Сен-Луи-дю-Нор, Леоган, Пти-Гоав и Нипп. Фактически Тортуга обезлюдела. Последний губернатор острова дю Касс в 91 году эвакуировал всех оставшихся жителей острова. Значительная часть пиратов осела на берегу, став колонистами и торговцами. Очень немногие оставшиеся на свой страх и риск продолжили занятие пиратством - однако практика выдачи патентов стала сходить на нет, в связи с чем их промысел стал незаконным, и они быстро были выбиты военными кораблями Англии, Франции, Голландии и Испании.
Так, собственно, и закончилась история знаменитой пиратской гавани. Несмотря на романтику пиратских сказаний, реальная Тортуга была французской базой, которая работала на перевалку награбленного из Америки в Европу.
Франция сумела распорядиться полученными столь неприглядным образом сокровищами - и благодаря весьма жесткой и разумной политике Кольбера вплотную подойти к индустриальной фазе развития. Однако смерть Кольбера, бездарность королевской власти и его преемников не позволили в полной мере провести Францию через переходный этап. Неудача закончилась в итоге Великой Французской революцией, крушением монархии... Ну далее известно.
Романтики в реальной пиратской жизни было мало. Пираты крайне редко работали частным образом - фактически всегда они должны были становиться под "крышу" одной из империй и выполнять всю грязную работу. Они были одним из инструментов колониализма, расчищающим дорогу зарождавшимся торговым компаниям, которые перекачивали богатства нового континента в европейские метрополии.
По материалам http://www.privateers.ru/, http://konan.3dn.ru/publ/7-1-0-34, http://usm.moy.su/publ/3-1-0-35
|
</> |