Йемен. Наследники Фатимидского халифата
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Jabal Bura 1, Ðемен, 1984 год. ФоÑо: Pascal and Maria Maréchaux Jabal Bura 1, Ðемен, 1984 год. ФоÑо: Pascal and Maria Maréchaux](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-887556.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/1373582/1373582_original.jpg)
![Jabal Bura 2, Ðемен, 1984 год. ФоÑо: Pascal and Maria Maréchaux Jabal Bura 2, Ðемен, 1984 год. ФоÑо: Pascal and Maria Maréchaux](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-279bdf.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/1373829/1373829_original.jpg)
![Jabal Bura 3, Ðемен, 1984 год. ФоÑо: Pascal and Maria Maréchaux Jabal Bura 3, Ðемен, 1984 год. ФоÑо: Pascal and Maria Maréchaux](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-a11e93.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/1374072/1374072_original.jpg)
![Jabal Bura 4, Ðемен, 1984 год. ФоÑо: Pascal and Maria Maréchaux. ÐÑÑоÑник: https://vk.com/ethnocolor Jabal Bura 4, Ðемен, 1984 год. ФоÑо: Pascal and Maria Maréchaux. ÐÑÑоÑник: https://vk.com/ethnocolor](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-2bc213.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/1374325/1374325_original.jpg)
На последнем фото девушка явно под «катом»))) От частого жевания листьев кустарника ката правая щека увеличена. (о кате можно почитать здесь)
Эти портреты женщин из Джебель Хараза (Йемен, Аравийский полуостров) сделаны в далёком 1984 году.
Сейчас, в 21 веке, кажется удивительным, что в Аравии женщина может ходить с открытым лицом — без хиджаба.
Снимки сделаны в Джебель Харазе — горном и труднодоступном районе Йемена, где до сих пор сохраняются традиции и обычаи, заложенные Фатимидским халифатом Египта, религиозной доктриной которого был исмаилизм (ветвь шиитского ислама).
В 2002 году, до начала боевых действий, этот район Йемена, Джебель Хараз и Джебель Бура, был добавлен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО в смешанной (культурной и природной) категории, как объект, имеющий «выдающуюся универсальную ценность».
Джебель Бура и Джебель Хараз были объявлены национальными охраняемыми территориями: «Охраняемая территория общины Бура» и «Охраняемая территория Хараз» соответственно. Бура также является биосферным заповедником ЮНЕСКО-МАБ, с 2011 года называемым «Бураа».
Природная уникальность
В этих горах находится замечательный реликт прошлой эпохи, один из последних остатков обширных субтропических лесов на Аравийском полуострове, обладающих очень богатой экосистемой и высоким биоразнообразием, которые сосуществуют с традиционным землепользованием человека. Сохранился аравийский леопард, обезьяны бабуины, другие редкие виды.
Культурное наследие
![ÐÐ¶ÐµÐ±ÐµÐ»Ñ Ð¥Ð°Ñаз. ÐоÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑевнÑ. ÐÐ¶ÐµÐ±ÐµÐ»Ñ Ð¥Ð°Ñаз. ÐоÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑевнÑ.](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-a530ef.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/1374695/1374695_800.jpg)
В 11 веке это место было оплотом династии Сулайхидов, многие из построек которой сохранились, а также основным пунктом караванного пути Химьярита.
Здесь сохранились нетронутыми древние обычаи и особенности образа жизни и одежды. Эту уникальность можно наблюдать и в типичной архитектуре горных деревень. Одними из самых красивых деревень являются Кахиль, Аль-Ябал, Бану Мора, Аль-Кади, Аль-Канус, Байт Шимран, Аль-Хутайб и Манаха. Источник.
Историческая справка
Когда-то большая часть Йемена и остальной Аравии, включаю территории современного Омана, Объединённых Арабских Эмиратов, часть Саудовской Аравии, подчинялась исмаилитской династии Сулайхидов, являющихся вассалами Фатимидов Египта.
Местная царица ал-Малика ас-Саййидна Хурра, из династии Сулайхидов, прославилась своей красотой, мудростью и храбростью. Одним из её первых актов было перенесение столицы из Саны в Дубай, где она отстроила новый дворец.
Египетский халиф ал-Мустансир (династия Фатимидов) назначил её худжжа (главным наставником исмаилитов) не только Йемена, но и Индии.
Немного о Фатимидском халифате
При Фатимидах в Египте свободно жили христиане (в Египте их было большинство) разных конфессий, иудеи и мусульмане-сунниты. Халиф был главой верующих: он опирался и на христианское духовенство, и на иудейское. Последних он назначал собственным указом. В Каире находились резиденции коптского, мелькитского и армянского патриархов.
![Йемен. Наследники Фатимидского халифата Йемен. Наследники Фатимидского халифата](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-2e4ffd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/89845/89845_original.jpg)
Египет славился своими винами и виноградниками на весь Ближний Восток.
В период расцвета под властью фатимидов находилась почти вся Северная Африка, Сирия, Палестина, Хиджаз (Мекка и Медина), красноморское побережье Африки, Сицилия и Южная Италия (Калабрия). Фатимидский динар имел хождение, как мировая валюта, в Азии, Европе и Африке.
Халиф ал-Муизз, например, имел дружеские отношения с византийским императором Иоанна I Цимисхием и даже пытался обратить его в исмаилизм, послав ему книгу собственного сочинения. Он ежегодно получал в подарок соколов из Византии, Ирана, Армении и других стран.
Особенности мировоззрения
В чём же отличие исмаилитского мировоззрения от классического суннитского ислама. Прежде всего в том, что священные книги в исмаилизме подвергаются экзегезе (толкованию), осмыслению, а не буквальному пониманию, следованию букве.
Философская мысль в исмаилизме настолько богата и обширна, что с трудом вяжется с современной интерпретацией ислама.
Но! она до сих пор закрыта для непосвящённых. Близко познакомится с текстами исмаилитов удалось только русскому востоковеду В.И. Иванову и французу Анри Корбэну.
Исмаилитская история человечества циклична, как и в индийской философской традиции. Мир деградирует от цикла к циклу.
![ÐÑмаилиÑÑ Ð½Ð° ÑÑедневековой миниаÑÑÑе ÐÑмаилиÑÑ Ð½Ð° ÑÑедневековой миниаÑÑÑе](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-adbe86.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/87438/87438_original.jpg)
У исмаилитов каждый период пророчества открывается Натиком и Васи, за которым следуют многочисленные имамы, закрывается же он последним Имамом - Кайимом - имамом Воскресения.
У шести великих пророков были свои имамы: Сиф у Адама, Сим у Ноя, Исмаил у Авраама, Аарон у Моисея, Шамун (Симон-Пётр) у Иисуса, Али у Мухаммада.
Седьмой натик будет имамом Воскресения. Он не принесёт нового шариата (закона), но откроет тайный смысл Откровения (Евангелия).
Седжестани (X в.), иранский исмаилит, увидел в четырёх концах христианского креста четыре слова, составляющих исламский символ веры - Тавхид — символ той же самой тайны: пришествие Мессии, которое произойдёт на исходе Ночи Предопределения.
В Йемене, после падения Фатимидского халифата, религиозная мысль развивалась своим путём. Йеменские авторы (исмаилиты таййибиты) создали собственную философию "Тавхида" (утверждение Единого) в форме эзотерической системы хакаик.
В области доктрины таййибиты сохранили исмаилитские традиции Фатимидов: их увлечение космологией и цикличной историей.
Эта система, впервые описанная в основной работе даи Ибрахима ал-Хамиди «Сокровище ребёнка», объединила метафизическую структуру фатимидского философа ал-Кирмани, в первую очередь её космологическую доктрину о десяти Разумах, с древними гностическими мифологическими элементами.
Ещё в X веке суннитские и зайдитские богословы обвиняли исмаилитов Йемена в том, что они поклоняются Куни и Кадар.
Согласно гностическому мифу ранних исмаилитов "КУН", используя коранические буквы "каф" и "нун", приобрело свою женскую форму и стало «Куни».
Куни и Кадар явились, таким образом, первыми принципами созидания, определёнными соответственно кораническими терминами «тростниковое перо» (калам) и «небесная скрижаль» (лаух).
В Йемене до сих пор знакомы с произведением египетского философа ал-Кирмани - «Рахат ал-Акл» ("Успокоение разума").
Йеменский автор Ибрахим ал-Хамиди сформулировал новую концепцию и фактически заложил специфическую таййибитскую систему мысли — хакаик. Эта система впервые описана в основной работе Даи Ибрахима «Сокровище ребёнка» ("Канз ал-валад").
Ибрахим также ввёл «Расаил» ("Послание") «Братьев чистоты», философов-просветителей первых веков исламской эры, в религиозную литературу йеменских исмаилитов.
![Ðавзолей Ðаи ХоÑима. ÐÑÑайб. Ðемен. Ðавзолей Ðаи ХоÑима. ÐÑÑайб. Ðемен.](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-a80db8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/1374910/1374910_800.jpg)
Йеменцы сберегли значительную часть исмаилитской литературы фатимидского периода, которую, пришедшие к власти в Египте сунниты, уничтожили.
Следующий даи Хатим вернулся к фатимидской традиции обучения, и в Кутайбе, штаб-квартире дава, стал регулярно читать проповеди на различные темы. К нему приходили паломники из Йемена и Индии.
Хатим б. Ибрахим умер в 1201 г. и был похоронен в горной крепости Кутайб, что в непреступном Харазе. К его могиле, как к святыне, и в наши дни благоговейно стекаются пилигримы-исмаилиты из Йемена, Индии, Пакистана, Шри-Ланки, Сингапура и Мадагаскара.
Современное положение дел
О какой либо охране как культурного, так и природного наследия этого региона в условиях боевых действий сейчас говорить не приходится.
Территория Хараза находится под контролем повстанцев хуситов (шиитское движение «Ансар Алла»). Исмаилиты и хуситы в этом противостоянии находятся на одной стороне баррикад, так как ещё в апреле 2000 г. в Наджране (провинция Саудовской Аравии) противостояние между ваххабитской полицией и исмаилитами переросли в вооружённые столкновения.
В высказываниях официальных лиц Сайдовской Аравии (2005, 2006, 2007) допускались постоянные публичные нападки на религиозные устои исмаилитов.
Резиденция даи исмаилитов сулейманитов в Наджране была окружена подразделениями саудовской армии. Около 100 исмаилитов было арестовано и подверглось тюремным наказаниям различного срока.
Партизанские отряды исмаилитов заставляют королевскую армию Саудовской Аравии воевать даже на собственной земле.
Йеменское противостояние и исмаилизм
Карты Йемена по годам. Расстановка сил
![ÐаÑÑа Ðемена 2016 год. ÐелÑнÑй - ÑеÑÑиÑоÑии, конÑÑолиÑÑемÑе Ñ
ÑÑиÑами; кÑаÑнÑй - амеÑиканÑÑ Ð¸ коалиÑиÑ; белÑй - ÐÐÐÐ. ÐаÑÑа Ðемена 2016 год. ÐелÑнÑй - ÑеÑÑиÑоÑии, конÑÑолиÑÑемÑе Ñ
ÑÑиÑами; кÑаÑнÑй - амеÑиканÑÑ Ð¸ коалиÑиÑ; белÑй - ÐÐÐÐ.](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-ab8738.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/87139/87139_original.jpg)
![ÐаÑÑа Ðемена 2020 год. ÐаÑÑа Ðемена 2020 год.](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-1a4656.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/1375087/1375087_800.jpg)
![Ðемен 2020 год. Ðемен 2020 год.](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-2ee0f0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/1375472/1375472_800.jpg)
![ÐаÑÑа Ðемена 2022 год ÐаÑÑа Ðемена 2022 год](/images/main/yemen-nasledniki-fatimidskogo-halifata-205778.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/klyos/41889036/1375712/1375712_800.jpg)