Языческие корни Первомая
germanych — 01.05.2018Троицкая берёза. Русский лубок XIX века.
Традиция праздновать 1 мая появилась не в 1890 году, когда Американская федерация труда предложила провести всеобщую забастовку в память о событиях 1886 года. И даже не в 1886-м году, когда в САСШ впервые прошла первая массовая демонстрация 1 мая за восьмичасовой рабочий день (надеюсь вы в курсе, что СССР не имеет никакого отношения к основанию праздника 1 мая?). 1 мая в самых разных странах считался днём особенным издревле.
Конечно сразу вспоминается пресловутая Вальпургиева ночь, которая праздновалась в ночь с 30 апреля на 1 мая. Название этой ночи происходит от имени христианской святой Вальбурги Хайденхаймской, канонизированной именно 1 мая (предположительно в 870 году). Тогда её мощи были переданы в город Эйхштетт (Eichstätt), что в Баварии. Собственно, именно там, в Баварии, а также в Швеции и Финляднии 1 мая начали отмечать, как день Вальбурги. Странно конечно, что 1 мая, отмечаемый как день святой, стал как-то связан с обрядом, который христианская церковь однозначно классифицирует, как сатанинский. Ведь Вальпургиева ночь, как считается – это ночь шабашей, которые устраивают ведьмы.
Однако при более пристальном изучении оказывается, что традиция отмечать этот день уходит корнями в совсем древние, ещё дохристианские времена.
Самые ранние майские праздники отмечались в Древнем Риме. 27 апреля начинался праздник Флоралии, посвященный богине весны Флоре. Праздник был очень древним, и по легенде был введён ещё полумифическим царём собинян Титом Тацием во времена Ромула. Флоралии длились шесть дней и заканчивались 3 мая. Празднования характеризовались крайне распущенным характером.
Просперо Пьятти. «Флоралия». 1899 год.
Римский праздник Флоралии перекликался с гэлльским (кельтским) Праздником костров Beltane, который праздновался обычно 1 мая. Праздник отмечал середину пути между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Beltane отмечался в Ирландии, Шотландии и на острове Мэн. Этот праздник упоминается уже в древнейших образцах ирландского эпоса.
Праздник проводился перед началом выгона скота на летние пастбища и, так сказать, требовался для защиты скота, посевов и людей от природных и сверхъестественных сил. Во время этого праздника кельты пытались умилостивить т.н. Aos Sí – сверхъестественную расу эльфов и фей в ирландской и шотландской мифологии. Считалось, что эти существа живут под землёй в волшебных курганах в невидимом мире параллельной вселенной. Причём кельты избегали напрямую называть этот народ Aos Sí, что дословно означало «люди кучи» и предпочитали использовать эвфемизмы вроде «хорошие соседи», «светлый народ» и т.п. Кельты были уверены, что наибольшую активность Aos Sí проявляются в Beltane, отсюда и желание успокоить их и задобрить.
Священным деревом Aos Sí считался боярышник, который назывался Майским кустом. Цветы боярышника активно использовались в украшениях. А цветущему боярышнику даже поклонялись.
Ритуал во время Beltane состоял в том, что друиды зажигали два больших костра, сопровождая свои действия заклинаниями, и прогоняли скот и людей между этими кострами. Иногда, впрочем, люди перепрыгивали через огонь или угли. Самым важным местом проведения Beltane’а считался холм Уснех (Hill of Uisneach) – мистический центр Ирландии. На юго-западной стороне холма покоится почти круглый 6-метровый известняковый камень, который считается «пупом» Ирландии.
После того, как Европа стала христианской, языческие праздники на 1 мая потеряли своё религиозное значение, превратившись в народные праздники без сакрального подтекста. В ходе Майского дня молодёжь танцевала вокруг «майского дерева». Таким деревом вместо реального куста боярышника стал обычный шест – «майский шест».
В этот день обычно выбиралась Майская Королева, в чьи обязанности входило открывать майские праздники, выступать с речью перед началом танцев и т.п. Некоторые исследователи утверждают, что обычай выбора Майской Королевы также уходит в языческое прошлое и когда-то после окончания майских праздников королеву умертвляли. Однако скорее всего это не более, чем мрачная легенда.
С XVIII века многие католики стали отмечать Первомай в различных богослужениях, посвящённых Деве Марии. Таким образом Дева Мария на 1 мая как бы сливалась с Майской Королевой.
Джон Кольер, «Королева Гвинерва на праздновании Первого мая», 1900 год
Во Франции на 1 мая есть обычай дарить веточку ландыша. Этот обычай возник в XVI веке. 1 мая 1561 года юный король Франции Карл IX получил веточку ландыша в качестве ознаменования того, что он наследует трон (Карлу тогда было всего 11 лет и трон он унаследовал после смерти своего старшего брата). Карл IX решил после этого каждый год на 1 мая одаривать придворных дам ландышами.
Практически во всех европейских странах 1 мая издревле праздновали сперва как языческий праздник прихода лета, а затем просто как весёлый праздник весны. Несмотря на то, что в СССР Первомай приобрёл оттенок чуть ли не главного коммунистического праздника, реальность такова, что Майский день – 1 мая – праздновался и в Третьем Рейхе.
На фото: Адольф Гитлер в Майский день 1 мая 1936 года в Берлине.
Впрочем, этот день праздновался всюду, куда ступала нога европейца. В том числе и в США. Традиция праздновать 1 мая в США была завезена первыми переселенцами. В этот день в ряде регионов будущих США плелись небольшие корзины. Эти корзины заполнялись цветами и оставлялись на пороге соседей. Затем тот, кто принёс корзину, звонил в колокольчик и убегал.
Таким образом день 1 мая является очень древним праздником европейских народов. В этот день люди веселились от души. Естественно поэтому, что именно этот день избрали американские профсоюзы, чтобы провести в 1886 году общенациональную акцию в защиту идеи восьмичасового рабочего дня. После тех событий праздник приобрёл идеологический оттенок, став Международным днём солидарности трудящихся в борьбе за свои права.
Однако постепенно непримиримый антагонизм между Трудом и Капиталом ослаб. Уже никому не приходит в голову кидать в полицию бомбы во имя сокращения рабочего дня и увеличения заработной платы. И постепенно идеологический оттенок Первомая стал теряться. Сегодня этому дню фактически возвращено изначальное значения праздника наступления Весны и Лета. А некоторые склонны вернуть ему и древнюю языческую символику. Например сегодня, как тысячи лет тому назад, в Ирландии на 1 мая зажигают майские костры.
В ряде стран, в том числе в России, 1 мая частично сохранил идеологическую подоплёку. Впрочем, современные первомайские демонстрации уже ничуть не напоминают о том яростном противостоянии конца XIX века, когда Первомай стал днём солидарности пролетариата. Сегодня это просто День наступления Весны.
Если вам понравился материал, вы можете перевести мне любую, не обременительную для вас, сумму.
|
</> |