Явреи в космосе будущего

топ 100 блогов qebedo04.05.2024 Когда я пишу (постоянно), что британскоподданный чешский яврей Томаш Штраусслер, скрывающийся за творческим псевдонимом Том Стоппард, самый великий из ныне живущих драматургов, в этом есть изрядная доля иронии и даже сарказма — по отношению к современной драматургии. Потому что, например, я не отвечу на вопрос, «а кто второй?» Великие драматурги в принципе вымерли, как динозавры — не было их «впринципи» после Жана Жироду, Мишеля де Гельдероде и Евгения Шварца (даже Вампилов вызывает у меня кучу вопросов всеми этими странными произведениями, которые не «Старший сын» и «Утиная охота»). И даже у самого Стоппарда есть не только «Изобретение любви», про которое я просто не понял, зачем оно было написано, но и вещи, яркие и «икрометные», но позволяющие сомневаться в том, что «это на века» — типа «Настоящий инспектор Хаунд», «Художник, спускающийся по лестнице», «Альбертов мост», «Входит свободный человек» и пр.

Однако на свое избранное в двух томах шедевров Стоппард таки написал: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (естессна!), «Травести» (Ленин, танцующий в кабаре с дадаистами — это сильно!), «Ночь и день» (про вечную дилемму — выгодно врать, закрывая глаза, или говорить горькую правду, получая по морде), «Аркадия» (одна из лучших пьес мировой драматургии о настоящей любви), трилогия «Берег Утопии» (Герцен, Огарев, Бакунин, Белинский, Чернышевский и еще дохрена россиян, о которых мы, на самом деле, нихрена не знаем…). Так что да, лучший из тех, кто пока не умер, тут уж ничего не поделаешь.

Последняя его пьеса «Леопольдштадт», на мой взгляд, таки не для двухтомника. Но и к «тем, которые не на века» ее отнести трудно, поскольку «социальная проблематика». Ничто не раскрывало в творчестве Стоппарда до сей поры Штраусслера — но и его в конце концов догнала «яврейская тема». Потому что пьеса, кратко-банально говоря, про то, как печально было быть явреем в Европе в ХХ веке — даже в Центральной, а не Восточной, даже в просвещенной, культурной и космополитичной Вене…
Некоторые «аффтыри оннотациев» пишут, что «герои пьесы отзываются на события, которые с ними еще не случились». Глуповато и неточно. Большая яврейская семья собирается в «переломные моменты яврейской истории» четыре раза: в 1899 (ответвление сюжета — в 1900), в 1924, в 1938 и 1955 годах. И каждый раз оказывается, что надеются они на лучшее, а ждет их в будущем худшее, ибо, как в советском анекдоте, «потому что яврей»…

В 1899 году они обсуждают, помимо тупого и пошлого «новомодного автора про беспорядошный секес» Шницлера, идею сионизма (взлетит — не взлетит), а также то, что доктора Фрейда не делают профессором потому, что яврей; и ахвицер даже на дуэль с мужем соблазненной им жены не пойдет, ибо поединков с явреями не бывает, это марает его ахвицерскую честь. В 1924 году — победит ли социализм в Австрии, почему явреям и после падения Австро-Венгрии так же плохо жЫть, а доктора Фрейда не делают профессором, потому что. В 1938 году дискуссии идут уже о том, не поздно ли бечь от этих нацистов, или всё еще как-нибудь утрясется (визит «офицера по выселению» убеждает в том, что поздно — и не утрясется). В 1955-м, в год образования Австрийской республики, три выживших представителя семьи вспоминают бесконечное число родственников, умерших в Аушвице, а также то, будут ли австрийцы за это извинятся (выясняют, что не будут)…

Ну а Леопольдштадт — это район Вены, где явреи селились с тех времен, когда им было можно селиться только там, а когда разрешили везде, оставались там, чтобы жить среди своих. Нацисты сделали там гетто, из которого увозили людей в Аушвиц — последние семь человек были застрелены эсэсовцами за два дня до прихода русских в 1945 году. В общем итоге получается, что быть явреем всегда и везде хреново — кроме Англии, куда в том же 1938 году успели вывезти последнего отпрыска семьи и усыновили, превратив в стопроцентного англичанина, оптимизм, манеры и убеждения которого высмеивают суровые родственники, прошедшие лагеря.

Вот такое «явреем про яврейство». Судите сами, насколько оно вам будет интересно, каэшно. Но, повторюсь со всеми указанными выше нюансами, Стоппард-Штраусслер — лучший из ныне живущих драматургов.

Явреи в космосе будущего

t.me/Tercios_catrenos

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Те, кто плачет по Манделе - плачут издалека, при этом переехать в освобожденную Манделой и в момент оскотинившуюся ЮАР, никто из них не спешит. Те, кто переживает за палестинцев - переживают издалека, при этом переехать в Газу и посеять там, вместо хамаса, разумное-доброе-вечное, никто из ...
Оригинал взят у navy_korabel в Актуальное фото: "Адмирал Кузнецов", Мурманск, 4 дня назад ТАВКР "Адмирал Кузнецов", Мурманск, 35-й СРЗ , 07.11.2013 (фото Евгения Ключникова с forums.airbase.ru ) ...
Кухня-гостиная Кухня-гостиная ...
как думаете, кто из западных актеров мог бы сняться в "служебном романе"?в роли ...
Коль никто не знает того, что я спрашивал в предыдущем посте, значит и х с ним. Тогда стандартно опросег среди писюноносцев и писюнохранительниц) Тела. Вы когда из сортира пырите на рабочее место и у вам, скажем, джинсы на пуговицах. Вы пуговицы ...