Являются ли гниды нашими братьями во Христе?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Это было в 1980 году. К тому времени я, уже
несколько лет, прислуживал псаломщиком в Болгарском подворье -
храме Успения в Гончарах. В конце 1979 года от меня ушла жена и
готовить приходилось самому. Служить часто приходилось два раза в
день - утром и вечером. Возвращаться домой обедать было довольно
неудобно, дешевой столовой поблизости не было.
Поэтому я попросил нашего настоятеля отца Валентина Радугина
благословить меня в те дни, когда у меня две службы, обедать вместе
со священнослужителями в храмовой трапезной.
Отец Валентин благословил меня на обеды и я пошел в нашу столовую.
Столовой заведовала сестра нашего старосты. Староста у нас был
весьма колоритный. Очень мордатый человек. Настолько мордатый, что
мы его за глаза иногда дразнили, пардон май френч, "жопорожец". Ну
да из песни слово не выкинешь.
Человек он был очень злобный. Постоянно страшно орал на
цековнослужителей безо всякого повода. Ходили слухи, что он
кагебешник. Но удивительным для меня было вове не это. А то,
что он был очевидно верующим православным человеком. Как это у
людей совмещается, я до сих пор не могу понять.
Ну вот. Захожу я, значит, в столовую. Там уже сидит наш
протодьякон, отец Михаил Шумский. Добрейшей души человек. Правда
удивлял он меня немного своей любовью к советской власти, Ленину и
прочему диамату с истматом.
Захожу я и докладываю нашей экономке. Так мол и так. Благословил
меня отец настоятель иногда здесь кушать. Она ни слова ни отвечает.
Только лицом почернела и на кухню вышла, хлопнув дверью.
Через пять-десять минут возвращается. Любезно ставит перед отцом
Михаилом тарелку с отбивной и жаренной картошкой. А передо мной
хамским жестом, буквально швыряет тарелку с пшенной кашей без
масла. Я было вскинулся, а отец протодьякон меня за локоть
удержал.
И вот значит я эту, блин, кашу кюшаю, а отец Михаил, тайком от
поварихи мне кусочки отбивной подкладывает. Больше я, конечно, в
эту столовку к этой гниде, не заходил. А через пару месяцев и из
храма уволился.
Но я, собственно, не об этом. Я, как вы понимаете, стал эту историю
друзьям православным рассказывать. И вот их реакция меня просто
потрясла. Я то ожидал простой человеческой реакции. Типа,
"ну, бывают же сволочи!". А мне в ответ невнятное мычание. И
некоторое непонимание, почему я так негодую. И такими словами эту
суку обзываю. А мне в ответ: "Но мы же христиане, мы же должны
прощать!". И всякая такая прочая херь.
А лучший мой друг и крестный отец по совместительству, отец
Александр Шаргунов, и вообще, посмотрел на меня сурово, как солдат
на вошь, и строгим голосом произнес: "А ты что, социалист?!" Ну я,
ясное дело отвечаю: "Конечно, социалист! В этом отношении все
христиане - социалисты". А он мне в ответ еще что-то возмущенное.
Но мы тогда не поссорились.
Поссорились мы еще через несколько лет. Когда один наш общий
приятель, отец троих детей, стал агрессивно втюхивать другим нашим
общим знакомым иконы своего письма по очень высокой цене. Ну, я,
натурально, к батюшке. Мол, вразуми парня, что он за бесчинства
творит. А он мне в ответ опять: "Ты что - социалист?!". Я ему:
"Конечно, да! Цены должны быть справедливыми!" А он мне: "Цены
определяются спросом и предложением!" Я: "Да какой спрос! Он же эти
иконы буквально навязывает, давит!" Он: "Так у него же дети!" Я:
"Лучше бы они предохранялись, чем потом братьев своих грабить!" Он
что-то орать стал. Так и поссорились. Первый раз. Потом уже
окончательно поссорились. Но это, как говорится, совсем другая
история.
Очень я злорадствовал лет десять назад, когда жена этого
многодетного иконописца пришла к моей маме-адвокату просить о
юридической помощи. Потому что муж ее бросил. И деньгами не
помогал.
И еще больше я злорадствовал четырнадцать лет назад. Когда отец
Александр за Зюганова по телевизору агитировал.
И вот, уже тридцать лет прошло, а я все понять не могу. Почему
среди нас, верующих православных христиан, так много мерзавцев и
идиотов. И, главное, почему мерзавцы в нашей среде почти не
вызывают нормального морального негодования?
Особенно много я об этом вспоминал год назад, во время выборов
Патриарха. Когда отцы Никанор и Агафангел каждый день в своихз ЖЖ
писали занудные путанные тексты о возможном "неправомыслии"
митрополита Кирилла. Неужели, думал я, они не нашли в нашей Церкви
боле важных мишеней? Вот у отца Никанора владыка епархиальный
старейший в городе храм китайцам продал. Так не. "Догматическое
правомыслие" обсуждают.
Неужели среди нас не осталось людей, способных назвать черное
черным, а белое - белым?