Явление "Иисуса" Латыниной народу
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Явление Явление Иисуса Латыниной народу](https://s3-goods.ozstatic.by/2000/544/779/10/10779544_0.jpg)
ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ
Рецензия на книгу: Юлия Латынина. Иисус. Опыт исторического расследования. – М.: Эксмо, 2018.
Когда Алексея Венедиктова, историка по образованию и начальника Латыниной по эфирам на «Эхе Москвы», спрашивают, что он думает о латынинском «Иисусе», тот возводит очи горе и говорит, что книга хороша тем, что провоцирует интерес к истории христианства. (О, мастера слова!) Когда же о книге Латыниной спрашивают митрополита Илариона (Алфеева) или о. Всеволода (Чаплина), они отвечают, что Латынина спекулирует на теме христианства. (Впрочем, они бы и Новый Завет, не будь он одобрен издательским советом РПЦ, объявили бы спекуляцией на вкусах толпы - впрочем, именно такой спекуляцией Новый Завет и является, поскольку к толпе обращен).
Но, как бы то ни было, даже интеллектуалы насторожатся, если им скажут, что расследование Латыниной сводится к тому, что Иисус был вовсе не богом любви и смирения, подставляющим левую щеку после удара по правой. По версии Латыниной, он был лидером секты религиозных фанатиков, ведущих джихад против неверных, возглавившего вооруженный переворот в Иерусалиме (известный как изгнание торговцев из храма) – и поплатившегося за то жизнью.
При этом любой человек, читавший Четвероевангелие просто как текст, непременно спотыкался на частые неувязки слов и дел Иисуса с той благостной идеей смирения и добра, к которой, в общем, пришло к сегодняшнему дню христианство – по крайней мере, западное. Иисус не только устроил погром в храме (Pussy Riot на его фоне просто девочки), но и публично заявлял, что не мир принес на землю, но меч; и что он пришел разделить «человека с отцом и дочь с матерью», ибо «враги человека – домашние его». (Мф.10.35-36). При этом, как иронично заметил Бертран Рассел в эссе «Почему я не христианин», там, где Сократ доброжелательно выслушивал мнение оппонента, Иисус немедленно грозил несогласным всеми муками ада.
Попыток сгладить противоречия адептами Христа было предпринято немало, но и попыток смотреть на библию как на документ, не избежавший вымарываний, импликаций и искажений, было не меньше. Некоторых историков, пытавшихся реконструировать жизнь Иисуса из Назарета не как бога, а как человека, Латынина упоминает уже в предисловии. Реймарус, Швейцер, Эйслер, Брендон, Вреде… В свое время их труды вызывали скандалы, а сейчас это – классика. Но поскольку такой отстраненный подход в современной России почти не практикуется, латынинские сравнение сотоварищей Христа с большевиками и с ИГИЛ (из чего следует, что Христос был эдаким Бин Ладеном или Лениным) должно у многих вызывать мелкую хвойную дрожь.
Однако возразить Латыниной крайне непросто, что знает любой, кто хоть раз слушал ее на «Эхе Москвы», причем по любой теме – что по истории войны чеченской, что по истории войны иудейской. Она притирает друг к другу имена, даты, не забывая ссылаться на источники, - чтобы ей возражать, нужно знать материал не хуже ее. Она, несомненно, энциклопедистка: выросла в СССР, где этот талант считался необходимым для интеллигента.
Однако СССР рухнул, дар утрачен, и какой специалист-библеист в полемику с Латыниной вступит? Понятие «современная российская библеистика» - само по себе практически оксюморон. Потому что для развития любой науки (и библеистики тоже) требуется научная мысль и научный спор. Как вы себе представляете этот спор, если на каждый тезис в публичном пространстве немедленно следует антитезис в виде статьи за «оскорбление чувств»? Это примерно как было вести марксистские дискуссии в СССР.
Так что мой совет – «Иисуса» Латыниной непременно читать. Читать нелегко: это примерно такое же непросто, как, скажем, «Историю Бога» знаменитой Карен Армстронг. Но – полезно. Узнаете, по крайней мере, что Израиль и Иудея не одно и то же. Или что пресловутый храм, куда явился наводить христианские порядки Иисус, был размером не с храм Христа Спасителя, а с двадцать футбольных полей…
Ну, в общем, очень точно все Венедиктов про эту книгу сказал. Присоединяюсь.
|
</> |