Ярославль. Улица Нахимсона от улицы Андропова и почти до конца.
architectstyle — 01.11.2024Что ж, продолжаем продолжать.
Дом №9/9 по улице Нахимсона или Торговый дом И. А. Вахромеева.
Я опять обленился и буду копипастить паспорт охраняемого объекта.
«Объёмно-пространственная композиция Г-образного в плане двухэтажного с подвалом и маленькой антресолью над дворовым фасадом объёма со скошенным острым северным углом, на котором расположен главный вход с трёхступенчатым трапециевидным стилобатом, с тремя лицевыми фасадами: северным (угловым), северо-западным (выходит на улицу Нахимсона) и северо-восточным (выходит на улицу Андропова), со сквозным проездом на крайней восточной оси северо-восточного фасада.
Композиция и архитектурно-художественное оформление лицевых фасадов: низкий рельефно выделенный цоколь; в простенках витринных окон и на углах северного (углового) фасада лопатки в два этажа, покрытие глубоким фацетированным рустом с филёнками, заполненными штукатурной фактурой «под шубу»; профилированный междуэтажный карниз, раскрепованный лопатками; профилированный надоконный карниз второго этажа, слабо раскрепованный лопатками; фацетированный веерный руст первого этажа с филёнчатыми квадрами; филёнчатые коринфские пилястры в простенках окон второго этажа, на осях окон первого этажа с прямоугольным вертикальным пьедесталом с прямоугольной горизонтальной филёнкой в верхней части, на осях простенков первого этажа – по сторонам лопаток; плоские прямоугольные горизонтальные профилированные ниши под окнами второго этажа; прямоугольные горизонтальные филёнки над окнами второго этажа; подоконные полочки простого профиля с фасками на нижних гранях; тосканские полуколонны на пьедесталах, расположенные на угловых лопатках, фланкирующих вход; композитные пилястры на вертикалях полуколонн с пьедесталами-раскреповкой междуэтажного пояса, с простыми прямоугольными базами, с S-образно выгнутой лицевой гранью, прогиб которой обозначен полуваликом с тремя треугольными «каплями»-подвесками и тремя проточками-каннелюрами под ними и завершается валиком с двумя небольшими полочками сверху и снизу; гладкий фриз, на северо-западном и северо-восточном фасадах раскрепованный на вертикалях лопаток, с окнами-продухами, смещёнными от центра кверху, на вертикалях пилястр; профилированный карниз значительного выноса; арочный фронтон над угловым (северным) фасадом; прямоугольные в плане парапетные тумбы на крыше с плоскими прямоугольными нишами на лицевых гранях».
А вот на вопрос когда построено здание ответить сложнее. Здание возникло, именно возникло, в конце XVIII в., как банальный лабаз, и, видимо, тогда относилось к стилю раннего классицизма, как и его соседи — лавки Гостинного двора, о которых речь далее. В процессе бытования оно несколько раз до неузнаваемости перестраивалось, так что от исконного здания уцелели разве что части фундамента. Современный вид оно приобрело в первые годы XX в., когда его выкупил богатый хлеботорговец И. А. Вахромеев и перестроил в неоклассическом стиле. Фамилию автора проекта мне установить не удалось.
Дом №10 по улице Нахимсона или бывший доходный дом Ешкавых и дом №8 или дом доходный Эльтекова-Шишонковых.
Признаться,герой этого повествования, втиснутый между четырехэтажкой в стиле советского неоклассицизма и более солидным соседом, построенным, вероятно, в середине XIX в. и позже опознанным, как дом доходный Эльтекова-Шишонковых меня не поразил, так что фотография выдрана из гугл-панорам. Кстати, дом №8 не поразил меня тоже.
Когда я обнаружил, что оба здания состоят в реестре памятников архитектуры, я, разумеется, начал рыть информацию и не нарыл ничего! Разве что судебные решения, прописывающие владельцам клизму на полтора ведра скипидара с патефонными иголками за ненадлежащее содержание памятников архитектуры. Вот такой рекбус, краксворд...
А так оба здания построены в середине XIX в. в стиле класиицизма и декорированы довольно бедно, причём, декор, похоже таким был всегда.
Дом №13 по улице Нахимсона или Бывший дом с лавками Сорокиных.
Сфотографировать этот дом целиком я так и не сумел — боялся попасть под машину, так что фотографии найдены в интернете.
Зато я нашёл роскошнейшее архитектурное описание в заключении историко-культурной экспертизы. Наслаждайтесь: «Лицевой фасад здания северо-западный в восемь световых осей. Оконные проёмы на лицевом фасаде прямоугольные на первом этаже, прямоугольные с арочными перемычками на втором этаже – образуют световые оси, на третьем этаже узкие прямоугольные окна расположены на осях попарно. Дверные проёмы на фасаде, прямоугольные повышенные, расположены на боковых осях, с небольшими стереобатами: у северного проёма, ведущего в помещения первого этажа, – позднего исполнения в три ступени; у западного проёма, ведущего на лестничную клетку, – исторический в две каменные ступени с профилированным свесом. Заполнения оконных проёмов современные пластиковые, дверных проёмов – современные столярные, выполнены сходно с ранее существовавшими историческими заполнениями. Оформление лицевого фасада выполнено в стиле эклектики с характерными для него приёмами. Западная часть фасада шириной в одну световую ось с входом на лестницу незначительно заглублена от линии основного фасада. Цоколь здания высокий, рельефно выделен (в настоящее время закрыт временным тематическим оформлением кафе, расположенным на первом этаже). Фасад на всех трёх этажах горизонтально рустован, северный угол здания акцентирован лопаткой на всех трёх этажах; на западном углу лопатка отсутствует. Оконные проёмы первого этажа оформлены профилированными узкими трёхсторонними контрналичниками, профилированные подоконные полки опираются на своеобразные широкие импосты с рельефно выделенными базами, расположенными над цоколем. Дверные проёмы в трёхстороннем профилированном обрамлении. Над обоими входными проёмами расположены лучковые с «плечиками» кованые козырьки с фризом на лицевой стороне также лучковым с «плечиками», заполненным орнаментом из чередующихся пар вертикально расположенных обращённых друг к другу волютообразных завитков и отходящих от них двух горизонтальных прутьев с встречными завитками внизу, диагонально пересекающихся; с квадратными угловыми элементами на лицевой стороне, выделенными удлинёнными вниз прутьями квадратного сечения с «пиками» на нижних концах и заполненными ромбами. Подкосы козырьков лекальных очертаний, выгнутые вниз в центральной части с волютообразными завитками на концах, заполненные диагональным прутом, завершённым волютой, с расходящимися симметричными волютообразными завитками с неравными концами: меньшим в углу и большим у края подкоса. Козырьки закреплены на рамах из прута квадратного сечения, повторяющих изгиб крыши и спускающихся по бокам вниз с замкнутым скруглённым контуром. Первый и второй этажи разделены профилированным междуэтажным карнизом. Оконные проёмы второго этажа обрамлены профилированными контрналичниками, импосты с профилированными базами и профилированными подоконными полками заглублены в плоские прямоугольные ниши. Над оконными проёмами руст образует клинчатые квадры («французский руст»), над перемычками окон расположены клинчатые замковые камни. Над окнами второго этажа расположен бывший антаблемент здания, ставший после возведения междуэтажным поясом: профилированная тяга, филёнчатый фриз с круглыми филёнками на световых осях, заполненными круглыми розетками с профилированным краем, профилированный промежуточный карниз. Декор третьего этажа стилизован под оформление нижних этажей: горизонтальный руст простенков, подоконный выступ над промежуточным карнизом, на световых осях над окнами плоские прямоугольные горизонтальные ниши с тремя небольшими прямоугольными «досками» в каждой. Фасад завершён уступчатой (вынос кирпича) подкарнизной тягой и выносным подшивным карнизом. Лицевой фасад оштукатурен, декор штукатурный».
А построено здание в 1877 г.
Дом №15, по улице Нахимсона.
Одно из 4-х уцелевших на данной улице зданий Старого Гостиного двора. Гостиный двор был построен на месте рыночной площади, появившейся после сравнивания валов Земляного города между Власьевской и Угличской башнями. Решение о его строительстве было принято в 1813 г. постановлением Городской думы, в котором говорилось о необходимости возведения лавок для удобства торговли местных и приезжих купцов, связанной с усилением экономического развития города.
Ансамбль зданий Гостиного двора был построен по проекту архитектора Петра Яковлевича Панькова. Существуют предположения, что при проектировании корпусов Паньков консультировался с Карлом Ивановичем Росси, но есть мнение о том, что автором выступил сам Росси, работавший в данный период времени в Тверской губернии. Я склонен согласиться с этой гипотезой — уж очень похожи ярославский Гостиный двор и уничтоженный Тверской.
Как видите, основания у версии есть. Но продолжим.
Первоначально ансамбль Гостиного двора занимал целый квартал, ограниченный Казанской улицей, Большой линией и Рождественской площадью, и состоял из двух замкнутых одноэтажных корпусов с открытыми галереями и круглого центрального павильона с глубоким двухъярусным портиком на главном фасаде (ротонды). Ротонда пострадала при пожаре в 1831 г. и была отстроена заново.
Проходившая вдоль Гостиного двора часть Вологодской улицы стала называться Большой линией постоялых дворов (позже просто Большой линией).
В 1911 г. западная часть северного корпуса была заменена новым 2-этажным зданием, построенным в стиле неоклассицизма. Другой, южный корпус, был разрушен в результате артиллерийских обстрелов города Красной армией в 1918 г., в 1930-е гг. на его месте было построено здание государственного банка.
Таким образом, до настоящего времени сохранились ротонда и восточная часть северного крыла и отдельные фрагменты, разбросанные там и сям, в т.ч. и дома №№15, 16, 17 и 18 по улице Нахимсона.
Дома №16 и №18 по улице Нахимсона.
Согласно историко-топографическим сведениям, в XVI — XVII вв. на этой территории располагались «дворовые места Сретенской сотни». Рядом находился пограничный земляной вал (в настоящее время на месте земляного вала проложена ул. Первомайская).
На дорегулярных планах 70-х гг. XVIII в. зафиксировано, что на месте, где стоит здание, пролегал средневековый проулок, остальная часть современного домовладения являлась хозяйственным двором купеческой усадьбы «президента магистрата Егора Викулина».
На плане середины 1780-х гг. Рождественская линия квартала, включая территорию данного памятника, обозначалась в стадии возведения торгового ряда по образцовым чертежам «Комиссии по строительству Петербурга и Москвы» (см. фото 10). Согласно исследованиям А. И. Суслова, строительство одноэтажных типовых лавок с аркадной галереей было завершено к 1788 г.
В первоначальном варианте сквозная арка между лавками в объеме дома № 16 фиксировала внутриквартальный «пролом» с торговыми рядами по флангам (планы 1799 г. и 1802 г.). Последние были разобраны «за ненадобностью» в 1818 г. в связи со строительством Нового Гостиного двора. Именно с этого периода гостиный двор XVIII в. стал именоваться «Старым».
С 30-х гг. XIX в. «лавки для разных лиц во владении Ярославского городского общества» стали продаваться вместе с прилежащими землями. В 1847 г. на территории памятника существовало только одно частное домовладение: купцу Якову Тюнину принадлежали четыре лавки по левому флангу въездной арки, а также «двор с жилым домом; всего 220 кв. саж.». Остальные «здешные лавки с пустыми местами сзади оных» по-прежнему сдавались в аренду.
По краеведческим сведениям середины XIX в. многие лавки «становились отчасти с жилыми в верхней части помещениями и просторными крытыми с лицевой стороны галереями». Как зафиксировано в архивной описи, к 70-м гг. XIX в. на конкретном участке было «восемь лавок и над ними жилой дом»; при возведении которого была надстроена проездная арка. В поуличных списках за 1875 г. здание «с лавками колониального товара» числилось за купцом 1-й гильдии Михаилом Кирьяковичем Огняновым, державшим оптовую торговлю чаем и «меняльную контору по операциям с ценными бумагами». Второй этаж дома использовался для проживания хозяина и его сыновей с семьями.
В 1882 г. домовладение перешло по наследству Константину и Геннадию Михайловичам Огняновым и в последующие годы подверглось перестройке. По воспоминаниям С. Д. Дмитриева, служившего в «Торговом доме М. К. Огнянова сыновья», к 1888 г. здание было уже с антресольным этажом и богато оформленными парадными залами и гостиными на втором этаже. Под торговлю использовались только «лавки с крытой галереей», а остальные были «складскими или как каморки для прислуги».
По описи начала XX в. владение «наследников купцов Огняновых на Рождественской улице 881 кв. саж.» состояло из трехэтажного жилого дома со складом (левая половина д. № 16) и двухэтажного жилого дома с торговыми помещениями (правая половина), а также двухэтажного каменного флигеля с квартирами внаем и трехэтажного дома, сдаваемого под трактир Сытову. Во дворе был разбит сад, рядом с которым располагались баня хозяйская, людской дом, каретник и конюшня. От соседних владений участок был отделён брандмауэрными стенами.
В 1919 г. здание было национализировано, в 1920 г. при муниципализации передано на баланс кондитерской фабрики (ул. Нахимсона, 18). Жилые этажи были заселены рабочими фабрики, нижний этаж, включая торговые помещения (правая половина), использовался как хозяйственный и тарный склад.
В конце 1940-х гг. здание было передано в ведение районого отдела коммунального хозяйства, но за фабрикой сохранились склады. В 1950-е гг. был проведен капитальный ремонт правой половины здания с перепланировкой обоих этажей под жилье квартирного типа. С середины 1990-х гг. часть помещений второго и третьего этажей арендовались соседней кондитерской фабрикой и использовались как производственные.
А теперь архитектурное описание, попёртое мной из Ярипедии, как и описание истории здания.
Прямоугольное в плане каменное здание с дворовыми пристройками исторического крыльца и хозяйственного объема советского времени вытянуто по оси север — юг. Северная половина объема — двухэтажная, южная увеличена со двора третьим антресольным этажом. Корпус перекрыт двускатной железной кровлей.
По центральной оси здание разомкнуто сквозной аркой нижнего этажа, в проеме которой установлена кованая решетка двустворчатых ворот конца XIX в. Протяженные объемы по флангам арки разделены поперечными брандмауэрными стенами. Конструкция левого объема усложнена галереей по лицевой стороне нижнего этажа. В аркадной галерее частично сохранились крестовые своды.
Лицевой восточный фасад завершен крепованным карнизом и расчленён межэтажным с тягой. Существующая двухчастная композиция фасада сложилась в результате разновременных исторических перестроек. Так эклектичная в целом левая половина образована стенами конца XVIII в. и конца XIX в., выдержанными в стилистиках данных периодов. Соответственно, это — галерейный нижний этаж с крупными арками на базах и пилястрами по флангам проёмов и раскрепованный по центру и флангам верхний этаж с тремя широкими лопатками по осям брандмауэров и прямоугольными оконными проёмами в четырнадцать осей. Композиционное решение правой половины фасада сохранилось с 1860-х гг. Нижний этаж расчленён системой пилястр и ложных арок с двумя окнами, перебитыми в советское время из арочного; верхний — с спаренными прямоугольными окнами, расположенными по осям арок первого этажа.
Ломаная линия западного дворового фасада образована выступом крыльца на левом фланге и пристройкой на правом углу. Асимметричная конструкция стены с трехэтажной левой половиной и двухэтажной правой сформировалась при её надстройке в 1880-х гг. На первом этаже сохранилась пара лучковых проёмов конца XVIII в., остальные окна и входы этажа пробиты в советское время. В этот же период арочное окно над центральной въездной аркой было заложено до прямоугольного.
Стены двухэтажного крыльца (конец XIX в.) разделены межэтажным карнизом; часть крупных прямоугольных проёмов окон заложена или перебита; оси окон второго этажа акцентированы лежачими филёнками.
Декоративное оформление сосредоточено на лицевом фасаде. Характерные для первого этажа конструктивные элементы, исполненные выпуском кирпича, детализированы штукатурной профилировкой во 2-й половине XIX в. Так обработаны архивольты сквозных арок и обрамление ложных, капители пилястр и значительная часть межэтажного карниза с первоначальной крепованной тягой.
Основной формой декора второго этажа являются накладные штукатурные профили, а на левой половине стены использованы также лепнина из алебастра и кирпичной кладки лопатки. Главный объект оформления — оконный проём с обязательной облицовкой и карнизом-подоконником. Такие наличники на правой стороне этажа чередуются с вариантными: спаренные окна связаны общим подоконником и подчеркнуты единым карнизом-сандриком (боковые части утрачены). На левой половине этажа измельченной профилировки наличники снабжены сандриками как традиционной формы, так и с арочными фронтонами; тимпаны и тех, и других заполнены лепниной дробного растительного орнамента. Раскрепованные участки стены над окнами украшены круглыми и овальными медальонами с розетками.
Здание возведено из кирпича размерами 28×14×8 см, 27×12,5×7см, 26×12,5×6,5 см и с применением известкового раствора. Кладка — верстовая и цепная.
Дом №17 по улице Нахимсона.
Как видите, то же, те же, там же, что и не удивительно для зданий, строившихся по единому проекту.
И на этом всё на сегодня. В следующий раз я расскажу о двух интереснейших комплексах зданий, принадлежавших когда-то одному владельцу.
Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI