Ярославль. Улица Нахимсона. Новый Гастроном №1 и Кондитерская фабрика «Г.


Сегодня у нас, как и обещано, 2 комплекса зданий, принадлежавших когда-то одному владельцу — ярославскому кондитерскому королю В. П. Кузнецову.



А это, дамы и господа, пример превосходной современной стилизации. Да-да, здание построено в 2013 г. точнее перестроено из склада бывшей кондитерской фабрики Кузнецова, вот только я так и не смог выяснить — исторического или советского, и стало своеобразным памятником тем самым Елисеевым — ярославцам по происхождению.

Как пишут в этих ваших энторнетах, фасад здания воплотил самые яркие штрихи исторических «Елисеевских» магазинов. Мотивы фронтона и лепнины напоминают о московском гастрономе на Тверской. От киевского магазина, не сохранившегося до наших дней, позаимствованы элементы металлического декора. И конечно, памятью о петербургском «Елисеевском» на Невском проспекте стали 4 бронзовые фигуры, олицетворяющие античных богов, покровителей Торговли, Промышленности, Науки и Искусства. Государственный герб Российской Империи, венчающий фасад «Гастронома № 1» тоже не случаен. Этот герб изображался на всей продукции Елисеевых как знак высочайшего качества товаров. Рядом в картушах представлены гербы 8 городов мира, где Елисеевы имели магазины и торговые представительства. Как и в магазинах Торгового дома Елисеевых, в «Гастрономе № 1» существует 6 традиционных отделов. Каждому из них соответствует свой символ на фасаде. К примеру, древнегреческий бог Бахус олицетворяет Винный отдел, славянский Велес – Гастрономию, а за Кондитерскую отвечает бог ацтеков Кетцалькоатль, по легенде, подаривший людям какао. Особое место в Елисеевских магазинах всегда занимали «Колониальные товары», под которыми понимали кофе, чай, экзотические пряности и деликатесы из южных стран. За них на фасаде Гастронома «отвечает» индийский бог Дханвантари. А вот в Буфете «Гастронома № 1» можно познакомиться с портретной галерей династии Елисеевых, воссозданной по старинным семейным фотографиям.
Получилось откровенно хорошо. Особенно восхитила меня провинциальность здания. Да, именно так и мог выглядеть Елисеевский, построенный провинциальным архитектором, году, эдак в 1895-ом, если бы Елисеевым пришла в голову такая фантазия. В смысле, нанять не кого-то из топ-10 архитекторов империи, а небесталанного, но несколько замшевшего в провинции зодчего. Не знаю, получилось это случайно или так и было задумано? Если это задумка, то, как говорится, респект и уважуха!
А теперь давайте по деталям пройдёмся.


В общем, шикарная современная стилизация под купеческую эклектику 1890-х — 1910-х. Какой восторг, дамы и господа! Какой восторг! Прекрасная задумка и воплощение не подкачало — здание вписалось в историческую застройку, будто всегда тут и стояло в таком виде.
Дом №21а по улице Нахимсона или бывший дом Иконникова.
А его мы не видели, ибо стоит он в глубине квартала и выходит главным фасадом на Революционный переулок. Так что вот фото, выдранное с гугл-панорам и на этом всё.

Дом №53 по улице Первомайская или бывшая кондитерская фабрика «Бельфор» (Кузнецова, Яркондитер).
На самом деле, это не одно здание, а целый комплекс зданий, занимавший когда-то целый квартал. И ещё такой же на другой стороне улицы тоже принадлежал фабрике. Серьёзное производство. Такое развернуть, как говорится, не ешака купить. Не хуже, чем трамвай пустить и без плашек на 3/8 тут никак. Но я что-то отвлёкся. На фотографиях ниже представлены обе части дома №53, если идти от улицы Андропова.



Начиналось всё с лавки, которая стояла на углу нынешних улиц Нахимсона и Первомайской. Торговали в той лавке сахаром, чаем и сладостями, а принадлежала она купцу-миллионщику В. Я. Кузнецову.
Однако, в 1901 г. наш миллионщик помер, оставив бизнес племянникам. Лавка на Рождественской улице досталась В. П. Кузнецову, а ему мало было торговать чаем, сахаром и леденцовыми петушками — он хотел организовать серьёзное кондитерское производство, а так как наш герой носил фамилию отнюдь не Манилова, то 2 января 1902 г. Ярославская городская управа зарегистрировала создание Торгового дома под названием «Наследники В. Я. Кузнецова». Членами Торгового дома с уставным капиталом в 20 тыс. руб. стали ярославские купцы Василий Платонович Кузнецов и Павел Онуфриевич Говоров — племянники и наследники купца В. Я. Кузнецова.
В том же году молодой (36 лет от роду) фабрикант начал строительство в Ярославле паровой конфетной фабрики рядом с лавками, палатками и бывшим домом В. Я. Кузнецова по Большой Рождественской улице (ныне — ул. Нахимсона). Дом, заодно перестроили в стиле модерн, правда, фамилию архитектора мне установить не удалось.
У наследников купца Огнянова Кузнецов приобрёл расположенные рядом двухэтажный дом с лавками и пустырь с садом. Это позволило ему значительно увеличить свои земельные владения, получив площадь в глубине квартала близ Масляного пролома (проход на территорию современного Центрального рынка непосредственно с площади Богоявления).
Вот тут он развернулся как следует. Если первый этап строительства включал в себя перестройку дома и строительство кондитерских мастерских, то сейчас дело дошло до той самой «паровой», т.е. механизированной фабрики, складов и фирменного магазина — 2-3-этажного эклектичного здания с фотографии №26. Так же надстраивались и перестраивались существующие здания в квартале. Здесь разместились мастерские, склады, фабричный кондитерский магазин, чайный магазин Торгового дома, жилые помещения для рабочих.

К моей ярости, в этих ваших интернетах фамилии автора этого проекта не содержится фамилии автора и этого проекта — традиция-с — чего там про это быдло — архитекторов и инженеров упоминать. Грустно, девушки...
Но за неимением горничной, вернёмся к конфетам. Точнее, к истории кондитерской фабрики. Дело шло — в деревнях Тюмба и Овсяники Боровской волости Даниловского уезда были построены паровой картофельно-терочный, паточный и химический заводы. К 1909 г. паровая кондитерская фабрика, фабричный магазин и паточный завод вошли в империю Кузнецова, как раз в том году в коммерческих целях «офранцузившуюся» путём переименования в «Г. Бельфор» — ещё одна наша нехорошая традиция — тащить в рот всё иностранное.А признанг
А признание к фирме пришло почти сразу. Уже летом 1903 г. продукция кондитерской фабрики, впервые принявшая участие в выставке Северного края (Ярославская, Архангельская, Костромская, Владимирская, Тверская и Новгородская губернии), получила Большую серебряную медаль Министерства финансов «За трудолюбие и искусство». В 1904 г. небывалый успех принесли золотые медали, завоеванные на Венской, Антверпенской и Парижской международных выставках.
Так до самого своего конца в 2010 г. Ярославская кондитерская фабрика выпускала отличные конфеты. Олды, в том числе и я, помнят как давились в очередях за ярославской «Маской». Эх... Теперь таких не делают...
Вот на этой грустной ноте я, пожалуй, и закончу сегодняшний пост. Прощальный взгляд на улицу Нахимсона...


А забег по Ярославлю продолжается — идёт к концу середина первого дня путешествия :-)))