рейтинг блогов

Японскую культуру после "Хризантемы и меча" называют

топ 100 блогов narihira01.11.2011 Японскую культуру после "Хризантемы и меча" называют "культурой стыда", что, думается, в корне неправильно. То есть стыд, конечно, в этой культуре важен, но он появляется лишь тогда, когда ущемляется гордость. Стыд в данной культуре -- лишь негативный регулятор, "кнут". Почему американские исследователи танцуют от кнута -- отдельный вопрос, отметим лишь, что "стыд" -- обратная сторона "гордости". "Пряник" в виде "гордости" (назовём это так, это не есть заносчивость, лишь осознание того, что человек соответствует окружению) -- многие японцы имеют каждый день в виде удовлетворения от выполненной работы. Да вот хоть на картинку посмотрите -- все на своих местах. Зрители -- зрят, исполнитель -- наготове, государственный проверяющий -- следит за исполнением, приговоренный молится. Все знают, что им делать, никто не мучается онтологической тоской по истинному бытию.

 Японскую культуру после

Мне самому простой способ определения культуры одним словом, как "японская культура -- это культура стыда", кажется не вполне корректным. В любой культуре каждая из эмоций (стыд, страх, любовь, любопытство и т.д.) играет свою роль, каждое общество в той или иной степени эти эмоции поддерживает или ограничивает, а если общественные стандарты идут вразрез с человеческой природой, то такое общество исчезает --  хотя, конечно, пределы выживаемости человеков очень широки. (Да хоть "1984" почитать -- вроде бы нынешний человек из Англии, например, если его запихнуть в эту мясорубку, через несколько дней станет фаршем либо на войне, либо в застенках, -- а ведь верится, что такое общество может существовать. Тотальный контроль слов и жестов, двоемыслие и истязания до тех пор, пока казнь не покажется наградой -- но только для тех, кто уверует в правильность системы -- до чего только бесшёрстные обезьяны не додумаются. Мы вообще из Средневековья в этом смысле не вылезли, только самолёты появились, телеги стали безлошаднее, а поезда -- поездатее).

Возвращаясь к японской культуре, если уж и называть одним словом, то это, скорее, культура гордости -- откуда растут и честность, и взаимоподдержка, и пунктуальность, обязательность в выполнении обещаний. Ниже процитирую запись о камикадзэ в блоге писателя Г. Ш. Чхартишвили (ака Борис Акунин; отмечу лишь, что в самом послании вице-адмирала нет ни слова о прощении, оно ему не нужно, похоже).


"Один из авторов скверной затеи, адмирал Масафуми Арима для начала продемонстрировал всем, что такое «божественный ветер»: лично возглавил самый первый вылет камикадзе. Попрощался, снял ордена и знаки различия, сел в двухмоторный самолет и погиб во время самоубийственной атаки на авианосец «Франклин»."

Эпопея японских летчиков-самоубийц вызывает у меня чувства сильные и противоречивые. Поэтому еще один пост про это. Для ясности.

 В комментах процитировано последнее письмо адмирала Угаки, а я, в продолжение темы о чувстве ответственности, переведу с японского не менее красивый документ — предсмертное послание вице-адмирала Ониси:

«Я обращаюсь к духам камикадзе. От всего сердца благодарю вас за храбрость в бою. Вы верили в победу и погибли прекрасной смертью, как осыпавшиеся лепестки сакуры, но вашим надеждам не было суждено свершиться. Своей смертью я хочу искупить вину перед душами моих солдат и их скорбящими семьями.

Еще хочу обратиться ко всем японцам. Прошу вас: не ведите себя безрассудно, не сводите счеты с жизнью — это будет только на руку врагам. Верьте в священную волю императора, терпеливо сносите боль. Но в испытаниях не забывайте о японской гордости. Вы — сокровище нашей страны. Даже в мирные времена сохраняйте дух камикадзе, не жалейте усилий ради блага японской нации и народов всей планеты».

Вины перед погибшими летчиками у адмирала накопилось столько, что он выбрал для себя мучительную смерть: харакири без секунданта. Его агония продолжалась пятнадцать часов.

Такое чувство ответственности и такая безжалостность к себе не могут не восхищать. Но прощения старому вояке и его соратникам все равно нет и быть не может. Быть безжалостным к себе — право каждого. А вот быть безжалостным к тем, за кого отвечаешь, это уже совсем иное. Большинство летчиков, которых бравые адмиралы отправили умирать, были юнцами, полудетьми. Одурманить им голову крысоловскими трелями, исполненными на волшебной дудке патриотизма, было нетрудно. (Конец цитаты)


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Андрей Семёнов рассказал хорошую историю - "В 90-х Гребенщиков выступал в Ангарске, сидели в кафешке ДК. Мой приятель Юра Совок подходит к столу Гребенщикова и говорит,- Борис Борисович, вы не хотели бы покурить марихуаны? А тот отвечает вопросом на вопрос - А кокаин есть?. - Нету. Ну ...
У меня тихий, благополучный дачный район. Все соседи дружные, жарим вместе мясо и угощаем друг друга клубникой. В общем, такой европейский оазис посреди варварской Азии, которая окружает наш поселок. В основном – Средней Азии, потому что именно оттуда приехали жильцы соседних ...
Господа, а что за хня - "Викиреальность"? Это что, кто-то переписывает лурк "типа литературным языком"? ...
Главный редактор влиятельной кувейтской газеты Al-Seyssah Ахмед аль-Джараллах выпустил редакционную статью под таким названием «ХАМАС - режим монстров». Джараллах пишет: «Нет ничего удивительного в том, что ХАМАС так скорбит по утрате власти президентом Мурси в Египте. Они - ...