Японская императорская кавалерия в Китае.
lautlesen — 20.01.2022Японская императорская кавалерия в Китае.
Ред. Цвершиц Андрей
Примечание: Породы лошадей под наименованием «восточная», «восточная малоазиатская» взяты из китайского источника указанного ниже.
Порода японской военной лошади
В различных описаниях породы лошадей использовавшихся в японской кавалерии присутствует обозначение «восточная малоазиатская».
В исторических документальных фильмах можно увидеть, что японские захватчиков выше ростом большинства китайских пород лошадей. В 1938 году на такой лошади ездили японские офицеры и солдаты со средним ростом 1,66 метра, отчего лошадь казалась выше и сильнее, поэтому название «Восточная лошадь» также применимо.
После капитуляции японцев в 1945 году 1,31 млн японских военнослужащих в качестве трофеев китайской стороне с вооружением и снаряжением, достались в том числе 74 159 лошадей. Однако популяций «восточная малазийская» такого значительного поголовья не могло существовать. Как такое было возможно?
Фактически, средняя высота тела (расстояние по вертикали от лопатки до переднего копыта) островной (аборигенной) японской лошади составляет всего около 1 метра, что вполне можно сравнить с ростом китайских ослов. Так называемая «восточная лошадь» на самом деле представляет собой улучшенную породу лошадей, которая была выведена в течение длительного времени после ввоза западных пород лошадей в Японию после Реставрации Мэйдзи.
В 1867 году, за год до Реставрации Мэйдзи, французский Наполеон III подарил Японии 26 арабских лошадей, чтобы поблагодарить сёгунат Токугава за его большие усилия по спасению французской шелководческой промышленности. Сёгунат, не в полной мере оценивший дар, отдал их даймё и его приближенным всех лучших в мире верховых лошадей. После Реставрации Мэйдзи эти арабские жеребцы были последовательно восстановлены и использованы в качестве жеребцов для улучшения местных японских пони.
После почти 10 лет усовершенствований к 1877 году средний рост зарегистрированных военных лошадей Японии составлял всего 135–138 см. Причина, по которой эффект улучшения был незначителен, заключается в том, что популяция превосходных пород лошадей слишком мала (только жеребец из 26 арабских лошадей), что приводит к серьезному инбридингу.
Ввиду этого в Японии в 1877 году было создано первое модернизированное коневодческое учреждение - племенная ферма Санда, и приступили к реализации первого 30-летнего плана улучшения породы лошадей, изучая передовые технологии животноводства из Западной Европы и внедряя опыт из стран со всего мира.
Производилось скрещивание различных чистокровных лошадей, что позволяло всестороннее улучшение породы местных лошадей. К началу китайско-японской войны средний рост японских военных лошадей увеличился до 142 см, а средний вес - до 329 кг, превзойдя основные породы лошадей в Китае.
Однако по сравнению с европейскими и американскими державами разница в росте по-прежнему составляет около 20 см, средняя разница в весе составляет около 70 кг, а средняя разница в скорости составляет около 10 километров. Поскольку в этот период Япония не воевала с европейскими и американскими державами, влияние этого разрыва не было значительным.
К началу русско-японской войны 1905 года, средний рост японской военной лошади достигал 147,6 см, и он казался карликовым по сравнению с русской донской. К примеру для передвижения орудийного фургона 8 японских боевых лошадей довольно затруднено, а 6 донских вполне могут тянуть орудийный фургон и с довольно длительным выдерживание скорости.
В 1906 году, после окончания первого 30-летнего плана улучшения породы лошадей, Япония учредила эталонную группу и запустила второй 30-летний план улучшения породы лошадей.
Поголовье домашних лошадей планировалось довести до 1,5 млн., количество жеребцов для улучшения породы - 6000, из них легкие (ездовые) жеребцы арабские, англо-арабские и чистокровные лошади. всего; жеребцы среднего размера — это англо-нормандские лошади и лошади гикнейской породы, составляющие примерно от 75% до 85% от общего числа жеребцов; тяжелые жеребцы — французские лошади, составляющие от 5% до 10%. После окончания русско-японской войны Япония также использовала захваченных донских лошадей в качестве жеребцов.
К 1923 г. в Японии было создано всего 6 конных административных округов, ответственных за руководство и надзор за коневодческим делом в округе, надзор за совершенствованием лошадей, количество государственных конезаводов увеличилось до 3; Каждый укомплектован 100 казенными жеребцами, которых бесплатно разводят на частных конефермах с кобылами.
Чтобы закрепить эффективность улучшения породы лошадей, японское правительство ежегодно импортировало определенное количество жеребцов из Европы и целенаправленно классифицирует их, а также создает специальные производственные площади для верховых лошадей, легкоупряжных лошадей, тяжелоупряжных лошадей, и небольшие упряжные лошади.
Смешанные потомки различных типов европейских чистокровных лошадей используются для конкретных целей в соответствии с их собственными особенностями. Гибридные потомки англо-нормандских лошадей в основном используются в качестве кавалерийских лошадей; гибридные потомки донской лошади широко используются в пехоте, артиллерии, обозах и жандармерии японской армии; гибридные потомки англо-арабских лошадей в основном используются в качестве конных и скаковых лошадей.
Есть также несколько верховых животных, которые служат японскими старшими офицерами и посыльными. Благодаря внедрению большого количества превосходных европейских пород лошадей размер и сила улучшенных японских лошадей были значительно улучшены.
К 1939 году средний рост японских военных лошадей поднялся до 160 см. Эти военные лошади в большом количестве попали в Китай вместе с японской экспедиционной армией, а поскольку их размер был больше, чем у китайских лошадей, название «восточные лошади» распространилось еще больше.
Современные японские лошади по принадлежности делились на народные и казенные. Большинство казенных лошадей — военные, за исключением небольшого количества скаковых и верховых лошадей, выведенных для императорской семьи. Эти «обычно содержащиеся лошади» обычно приобретались Департаментом пополнения запасов военных лошадей, когда им исполняется 2 года или когда им от 5 до 7 лет, а цена покупки составляет от 200 до 900 иен. После того, как молодые лошади закуплены, они кастрировались и затем в течение 4-х лет выращивались Военным коннозаводским отделом.
В течение этого периода за копытами лошади и телом лошади строго следят, не только подковы лошади прибивают гвоздями, но и копыта регулярно моют, масло для копыт наносят каждые 20 дней, и строго соблюдается разница в высоте четырех копыт. Потому что у лошадей с серьезными перепадами высоты копыт очень легко сводит ноги при большой нагрузке.
Кроме того, дополнительный отдел военной лошади также проводит обучение полевой адаптации, обучение быстрому бегу и медленной ходьбе, обучение групповым действиям и обучение молодых лошадей, ориентированное на человека. Это обучение продолжалось до тех пор, пока пони не исполнилось 5 лет.
Затем лошадь направляли в кавалерию, конную артиллерию, полевую артиллерию и полевую тяжелую артиллерию японской армии. Взрослые лошади, приобретенные в возрасте 5 лет, после краткого обучения в Департаменте военной конницы приписывались к горным артиллеристам, обозным солдатам, инженерам и пехотинцам в качестве тягловых или вьючных лошадей.
Приписанные к отряду «обычно содержащиеся лошади» должны пройти осмотр у ветеринарного врача в течение одного года. В первые 7 месяцев лошадей в основном обучают походным и различным видам езды. В последние 5 месяцев лошадей в основном тренируют на выносливость. После завершения обучения конный округ может стать официальным зарегистрированным военным конем, а после службы в армии в течение 10 лет будет уволен в отставку.
Для ежедневного содержания военных лошадей в японской армии действовали строгие правила: в целях обеспечения здоровья и безопасности конной зоны круглосуточно должна дежурить охрана. Каждое утро лошадей необходимо мыть, копыта чистить, давать корм, а при хорошей погоде сено, используемое для сна и отдыха в конюшнях, следует выносить на солнце для просушки на солнце.
Военных лошадей необходимо кормить 3 раза в день. Обычные корма включают ячмень, сено, соль и т. д. В боевой рацион военных лошадей входят другие виды пшеницы, бобы, овес и т. д.
Относительно нормы суточного рациона военных лошадей японская армия оговаривала очень подробно: полевой конский корм для верховых лошадей составляет 5250 г овса или ячменя, или 5300 г прессованного конского корма, кроме 4 кг сена и 3,5 кг соломы, всего 12,8 кг в сутки. Еще 40 грамм соли.
Суточный рацион ячменя для упряжных и вьючных лошадей составляет 4200 граммов, в остальном одинаково. Это норма конского корма для лошадей во время боевых действий.
Если лошадь находится в транспортном состоянии (на судне или поезде), суточный конский кормовой рацион составляет 2630 граммов овса или ячменя, 6000 граммов сена, 800 граммов соломы и 40 граммов соли.
Примечание: Указанные данные о норме корма военных лошадей из китайской статьи. Для сравнения согласно документа Министр армии ЕсинориСирикава "Армейская гигиена" Сева 14. (陸軍大臣白川義則『軍隊衛生学』昭和14年。)JACAR документ C01002310400. 1939 года (昭和14年12月16日), суточная норма: ездовых лошадей (включая кавалерийские для верховой езды) составляла: ячмень (5250 г, 5 шо), сено (3750 г, 1 канме), солома (3750 г, 1 канме) идля вьючных (грузовых) лошадей: ячмень (4200 г, 4 шо), сено (3750 г, 1 канме) и солома (3750 г, 1 канме).
Поскольку лошадям требуется больше воды, чем людям, нехватка воды может вызвать у лошадей боли в животе и колики. Поэтому устав японской армии предписывал, что во время боевых действий каждая военная лошадь должна ежедневно снабжаться 36 литрами воды, из которых две трети используются для питья, а оставшаяся треть используется для разных целей.
За время лагерной стоянки суточная норма водоподачи увеличена до 56 литров. Согласно статистике, содержание «нормальной лошади» обходилось примерно в 2000 иен в год. Это приводило к тому , что на мирный период в Японии количество владельцев лошадей не слишком много. А как только начиналась война, японская армия, которая имеет очень низкий уровень механизации, имеет поразительный спрос на боевых лошадей.
Согласно штатной таблице, полностью укомплектованная дивизия «А» должна иметь 7630 боевых лошадей, дивизия «В» — 2065 боевых лошадей, дивизии «С» и «D» — 2550 боевых лошадей, кавалерийская бригада — 5668 боевых лошадей, пехотная отдельная бригада должна иметь боевых лошадей 5668. 1800 лошадей, а отдельная гвардия 420 лошадей.
Кроме того, в артиллерийско-обозных частях имелось большое количество вьючных и тягловых лошадей. Чтобы удовлетворить потребности японской армии в лошадях, японские военные набирали большое количество лошадей из частных хозяйств на службу, что называлось «затребованием лошадей».
За исключением напряженного сельскохозяйственного сезона, большую часть остального времени подобные лошади проводят в конюшнях. Поскольку им не хватает дрессировки, они не привыкли к коллективным действиям, а их способность приспосабливаться к климату относительно плохой.
Поэтому, согласно японским правилам, «затребованные лошади» должны пройти обучение в Дополнительном отделе военных лошадей в течение 3 месяцев, прежде чем их можно будет направить в военное подразделение. Но в случае экстренной мобилизации такие положения часто оставались на бумаге. В результате нехватки требуемого поголовья,«реквизиции и отправки лошадей» во многих ситуациях доставляли неожиданные неприятности японской армии.
28 февраля 1932 года 1-й полк отдельной горной артиллерии, дислоцированный в Гаотяне, получил приказ о срочной мобилизации и быть переброшенным в Шанхай для участия в вторжении «128». Министерство обычно собирает на хранение только 250 лошадей, поэтому за 10 дней собрало около 4000 «экспроприированных лошадей».
Однако во время смотра отсутствие подготовки «сельских коняг» повергло в шок. По пути к железнодорожной станции Такада из-за шума и криков горожан по пути также была возникла паника у лошадей, и построение было хаотичным. При загрузке грузовика многие «сельские коняги» также сопротивлялись, что сильно затягивало время погрузки; при погрузке и отправке в Осаке происходила аналогичная путаница.
Когда разразился «инцидент в Лугоуцяо», 1-я бригада полевой тяжелой артиллерии отправила войска из Тяньцзиня, и каждую тяжелую артиллерию тянули по 2 «служебные лошади» и 4 «реквизированные лошади». Из-за поспешной мобилизации «сельским конягам» не хватало слаженной подготовки и вообще не могли тащить тяжелую артиллерию. В конце концов, в Тяньцзине было реквизировано большое количество китайских лошадей, а первоначальный упряжной состав из 6 лошадей был заменен на упряжку из 12 лошадей, которая едва могла двигаться.
Но время, чтобы наконец добраться до линии фронта, сильно затянулось. В то же время 108-я дивизия, получившая приказ о срочной мобилизации, мобилизовала на Хоккайдо 10 000 «реквизиционных лошадей». После того, как дивизия прибыла в Тяньцзинь морем, после двухнедельного спешного марша против ветра и дождя, она, наконец, прибыла в южный горный район Тайюаня в установленные сроки.
Чтобы обеспечить мобильность дивизии, японской армии пришлось вынуждать сателлитные китайские войска в Шаньси поддерживать ее перемещения.
По мере того, как японская армия все глубже и глубже погружалась на поле битвы с Китаем, потери японских боевых лошадей также резко возросли. Национальные резервы Японии истощались слишком быстро, и ограниченный объем иностранной валюты мог быть использован только для импорта остро необходимого военного сырья.
Прервался ввоз дорогих западных пород лошадей для закрепления достижений Японии в области улучшения военных лошадей. В результате японские военные лошади всего за несколько лет начали вступать в порочный круг быстрой деградации.
Кризис с уменьшением поголовья гужевого и вьючного транспорта привел к массовому изъятию (отбору и угону) японскими войсками у китайского населения.
В число угнанного скота относился крупный рогатый скот, ослы, мулы, верблюды и т. д., из которых наибольшее количество, естественно, составляют лошади. В поздний период войны против Китая японская армия стала массово использовать всех доступных ослов отобранных у сельских жителей.
Поэтому, когда японская армия капитулировала, то среди 74 159 сдавшихся лошадей доля туземных китайских лошадей была очень высока. Среди японских боевых лошадей на тот момент сохранилось не много «восточных лошадей», которые могли соответствовать стандарту «обычно содержащих лошадей» начала второй японо-китайской войны.
Кроме того, "восточная малоазиатская" оказалась не устойчива к грубому корму военного времени. В последующей гражданской войне (Гоминьдан против Коммунистической Партии Китая) ни у одной из сторон нет условий для тщательной подготовки и тщательного отбора сохранившихся "восточных малоазийцев".
Поэтому всего через несколько лет бывшая "восточная малоазиатская" порода выродилась. Лошади породы «малоазиатская» либо были убиты в боевых действиях, либо умерли от болезней, и эта порода лошадей быстро погрузилась в долгую реку истории.
Источник: 日本投降,7萬多東洋大馬留中國,為何今天不見一匹?
https://read01.com/Az5z8LO.html