Яковлев

Иосиф Сталин уважал авиаконструкторов. Если позавчерашний именинник Сергей Ильюшин получил семь Сталинских премий, то сегодняшний Александр Яковлев – шесть. Но и без всяких премий, орденов и регалий никому не нужно объяснять, кто такой Александр Яковлев, на каком бы аэродроме вы ни были, авиашколы, гражданском, военном, везде найдётся самолёт системы Як.

Александр Сергеевич Яковлев (19 марта [1 апреля] 1906, Москва — 22
августа 1989, Москва) — советский авиаконструктор, членкор (1943) и
академик АН СССР (1976). Генерал-полковник авиации, Дважды Герой
Социалистического Труда. Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева
(1956—1984). Лауреат Ленинской, Государственной и шести Сталинских
премий. Депутат Верховного Совета СССР.

1. Авиаконструктор Александр Яковлев родился в Москве, в семье
служащих. Еще в школе он занимался в авиамодельном и планерном
кружках. После окончания школы он трудился рабочим, затем
мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии имени Н. Е.
Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в
академию его не брали ввиду «не пролетарского происхождения».

2. В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный
аппарат — планер АВФ-10, который был премирован как один из лучших
советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10
совершил 15 сентября 1924 года, сейчас эта дата отмечается как день
рождения ОКБ имени Яковлева.

3. Первый самолет конструкции Александра Яковлева поднялся в небо в
1927 году. Он назывался АИР-1, получив свое название в честь
председателя ЦС Осоавиахима, а впоследствии «врага народа», Алексея
Ивановича Рыкова. Всего за период с 1927 по 1933 годы Яковлев
разработал 10 типов самолетов семейства АИР – от АИР-1 до
АИР-10.

4. В 1927 году Александр Яковлев был зачислен в Академию имени Н.
Е. Жуковского, которую закончил по первому разряду в 1931 году. Он
поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе
1932 года организовал группу лёгкой авиации. В 1934 году группа
легкой авиации конструктора Яковлева была выделена в
самостоятельную единицу под названием КБП
(Конструкторско-производственное бюро). Таким образом, молодой
инженер стал главным конструктором собственного бюро, войдя в число
лучших советских специалистов.

5. За проект учебно-тренировочного самолета УТ-2 Александр Яковлев
был премирован золотыми часами. На одном из авиапарадов на УТ-2
обратил внимание Иосиф Сталин, который пригласил конструктора для
личной беседы.Начиная с 1939 года Александр Яковлев стал доверенным
лицом Сталина в вопросах авиастроения, и вождь проводил с ним
регулярные консультации. Это стало причиной нападок на Яковлева
после смерти Сталина – ряд советских авиаконструкторов обвиняли
создателя самолетов «Як», что тот, пользуясь своим исключительным
положением, добивался прекращения работ по конкурирующим
проектам.

6. Оставаясь главным конструктором собственного КБ, Александр
Яковлев с 1940 года одновременно являлся заместителем наркома
авиационной промышленности по новой технике. В годы Великой
Отечественной войны на его плечи легла не только задача по
производству самолетов «Як», но и по производству самолетов других
моделей, по эвакуации авиапредприятий и налаживанию их работы на
новом месте. После шести лет деятельности в должности заместителя
наркома Яковлев обратился к Сталину с просьбой об отставке. Просьба
была удовлетворена – Яковлев вернулся к работе в КБ, получив
благодарность от правительства и звание генерал-полковника.

7. В годы Великой Отечественной войны было построено более 36 000
истребителей Як различных модификаций. Больше в годы войны было
выпущено лишь штурмовиков Ил-2. На истребителях ЯК воевали летчики
знаменитого полка «Нормандия – Неман», а также многие советские
асы, такие как дважды Герои Советского Союза Александр Колдунов,
Арсений Ворожейкин и Евгений Савицкий.

8. В КБ Александра Яковлева был разработан первый в СССР серийный
самолёт вертикального взлёта и посадки – палубный штурмовик Як-38.
Это самолет, совершивший первый полет в 1970 году, был основой
советской палубной авиации, базировавшейся на тяжелых авианесущих
крейсерах «проекта 1143» - «Киев», «Минск», «Новороссийск»,
«Баку».


9. В 1960-х годах в КБ Александра Яковлева был создан первый
гражданский самолет Як-40. Он стал первым в мире реактивным
самолётом для местных авиалиний. На протяжении нескольких
десятилетий эта машина стала флагманом ближнемагистральной авиации
в СССР и социалистических странах. Пользовался успехом этот самолет
и в странах Запада.


10. В КБ Александра Яковлева был создан первый советский
разведывательный беспилотник ближнего радиуса действия «Шмель-1».
Разработка подобной техники в СССР началась после того, как
мини-БПЛА армии Израиля отлично зарекомендовали себя во время войны
в Ливане в 1982 году. «Шмель-1» совершил свой первый полет в 1983
году.

11. Профессиональная карьера авиаконструктора Александра Яковлева
продолжалась 60 лет. За это время под его руководством были созданы
свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе
более 100 серийных. С 1932 года самолеты КБ Яковлева непрерывно
находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации.
Текст https://aif.ru/society/people/doverennyy_chelovek_stalina_11_faktov_o_konstruktore_aleksandre_yakovleve
Марки из интернета
Этот пост был опубликован 1 год назад!
О чем еще автор писал 1 апреля в разные годы
|
</> |