Я считаю до пяти... Раз, два, пять, восемь, тринадцать!
janemouse — 07.11.2012 Я в этом году набрала аж 12 групп, поэтому пишу, кажется, только про своих дошколят - уж очень много интересного приходится наблюдать!Вот я, скажем, раньше не замечала, что для многих четырёхлетних детей отсчёт времени типа "я считаю до пяти!" - совершенно непонятен.
У нас есть любимая игра - в сову.
Игра подвижная, почти все её любят (за исключением тех. кто боится сову, и предупреждает, чтобы его не ловили). Так вот, водящий объявляет:
"Я сова, я днём сплю. Вы маленькие птички, вы летаете и не сталкиваетесь. Я буду считать до десяти! Когда я скажу "десять", я открываю глаза и начинаю ловить тех, кто не спрятался".
Дети бегают, пока я считаю, а потом должны по идее спрятаться на лавочку - в домик.
Но часть птичек не понимает, скоро ли будет это самое "десять", и они прячутся на всякий случай уже на счёте "три", а часть - забывает, и вовсю скачет и после того, как я скажу "десять".
Ну ладно, поняли правила игры, вроде бы. Но понять, какой "день" будет длинным, 8 или 4, им пока сложно.
Играем несколько раз, потом я спрашиваю, кто хочет быть совой.
Многие хотят, и готовы попробовать.
-До скольки ты будешь считать? Длинный будет день? - спрашиваю я заранее.
(Как и в игре "погладь кошку", я прошу заранее решить - сколько шагов ты собираешься сделать?)
Альбом: dosk6_11 |
Сова отвечает: "До три".
-Хорошо, считай до трёх. А когда скажешь "три", открывай глаза и всех лови.
честно закрывает глаза и ... считает до десяти.
Проскочила, и сама теперь недоумевает - пора ли открывать глаза?
А если не пора, то когда будет пора?
Пробуем ещё раз, и ещё,
выбираем разные числа, но задача по-прежнему сложна: надо не просто произносить скороговорку "один-два-три-четыре", но и вовремя остановиться!
Выбираем новую сову, пробуем ещё раз - примерно с тем же результатом...
Произнести подряд числа от 1 до 10 - могут, а вот остановиться ровно там, где было задумано - нет.
Отсчитать 5 кирпичиков - тоже не самая простая задача,
а вот сложить домик по образцу или по схеме - запросто!
Зато в быструю сумочку все поняли, как играть,
и ловко извлекали на ощупь нужные фигурки из мешочков.
А ещё обводили те группы, где 2 точки, в синий кружочек.
Ни малейших проблем, даже у тех, кто не вполне уверен, как отсчитать 4 кубика.
Ещё мы часто играем в мышек и домики.
В который из домиков пошла мышка?
Надо задавать вопросы, тогда узнаете.
Я прошу детей выйти из зала, и в это время прячу мышку в один из домиков.
Дети возвращаются и спрашивают:
-мышка пошла в этот домик?
-Нет, - отвечаю я, и переворачиваю этот домик.
Мало кто из детей в 4 года способен задавать более общие вопросы, скажем,
-Мышка пошла в красный домик?
-Мышка пошла в дом с синей крышей?
Так и спрашивают про каждый дом, пока не найдут )
А с пятилетками мы картинки из кубиков не только складывали, но и потом рисовали.
Разброс навыков в 4-5 лет огромен.
Одни дети не умеют вообще держать карандаш,
другие запросто зарисовывают сложные картинки типа горки или конфетки,
сохраняя масштаб.
Альбом: dosk30_10 |
На освоение навыка счёта у разных детей уходит от года до трёх, и всё равно в знакомых контекстах они отвечают, а в новых - путаются...