Я люблю тебя, Россия, или Одно признанье за другим
vad_nes — 23.03.2023
1924 год, по которому мы путешествуем - это год дипломатического признания СССР. И, разумеется, эта тема не осталась без внимания тогдашних карикатуристов.
Вообще, следует помнить, что мир сто лет назад был устроен совсем по-другому. Если сегодня есть хотя бы теоретическая возможность побить горшки с Западом и развернуться от него лицом к Востоку, то в 1920-х такой возможности не было. Миром правили белые европейцы, и единственным исключением, только подтверждающим правило, была Япония.
"Запад" и "цивилизация" были синонимами, поэтому разругавшаяся со всем миром Россия, переименовавшаяся в СССР, могла сколько угодно устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, смысла в этом не было никакого.
Нужные нам товары были в западных странах. Нужные нам технологии были в западных странах. И если мы не хотели безнадежно отстать - нам надо было прорывать дипломатическую блокаду. А здесь нашим единственным успехом были установленные дипломатические и торговые отношения с таким же мировым изгоем - Германией.
Но были у нас и свои козыри.
Во-первых, СССР - это не условная Абхазия или Карабах, которые можно не замечать десятилетиями. Это шестая часть территории планеты, это огромный сыревой рынок, это огромный товарный рынок. Тот, кто первым прорвется на него, получит невиданный бакшиш, и страны Запада не могли этого не понимать. Тем более - имея перед глазами пример Германии, которая на сотрудничестве с Советской Россией лихо делала деньги.
Вторым нашим козырем были очень серьезные возможности внешнеполитического влияния. После той необъятной задницы, в которую ввергла европейские державы мировая война, коммунистическая идея казалась очень неплохой альтернативой миллионам людей. А с точки зрения экономики и уровня жизни 1920-е во всей Европе действительно были более чем трудным временем. Так стоит ли удивляться, что Коминтерн являлся в те годы мировым Бабайкой и пугал западные правительства до икоты?
В общем, было понятно, что рано или поздно кто-то из развитых западных стран нарушит объявленный бойкот и кинет остальных.
Большинство ставили на Италию.
В основном потому, что к власти там пришел отмороженный на всю голову Муссолини, который плевать хотел на мнение "других пацанов". Он еще 30 ноября 1923 года заявил в парламенте, что Италия не должна игнорировать значение СССР и что "для признания Советской России де юре у фашистского правительства нет никаких препятствий". А позже с редкой для политика откровенностью признался, что желает быть тем самым парнем, который подсуетится первым и снимет все сливки:
"Для итальянского хозяйства, для блага итальянского народа выгодно признать Русскую республику де юре, - убеждал итальянцев Муссолини. - Я как глава итальянского правительства даю доказательства моей доброй воли и признаю Советы. Этим я вновь ввожу Россию в круг западноевропейской общественной, политической и дипломатической жизни. Но за это и Россия должна кое-что дать. Я требую хорошего торгового договора".
И этот призыв не остался незамеченным.
Вот одна из январских карикатур 1924 года В. Козлинского: "В итальянских газетах появилось множество статей, в которых говорятся о возможном признании римским папой СССР".

— Ваше Святейшество, неужели вы собираетесь признать большевиков, ведь они безбожники? — Ну, что ж что безбожники — зато у них нефти много...
Но, как ни странно, первой всех кинула не Италия. В самый последний момент ее обошла на повороте... Великобритания.
Если итальянцев стимулировали в первую очередь материальные факторы признания, то у англичан неожиданно для всех сыграли идеологические козыри СССР.
В декабре 1923 года правительство консерваторов во главе с лордом Керзоном с треском проигрывает выборы в палату общин.
Но неважно, кто проиграл. Важно – кто выиграл.
Сенсационную победу одержали лейбористы во главе с основателем и лидером партии Джеймсом Макдональдом.
Впервые в истории Англии к власти пришли социалисты.
В СССР этому не обрадовались – социалистов, бывших соратников по борьбе, а ныне «изменников делу рабочего класса, пошедших на поклон к мировому капиталу» коммунисты ненавидели едва ли не больше, чем «буржуев».
И приход к власти Макдональда в СССР встретили вот такими карикатурами. Художник Дени, «Ширмы системы "Mакдональд"».
«Когда рабочие спрашивают Макдональда, вождя рабочей партии, в какую сторону пойдет его политика, он уверяет их в своей любви к рабочим; когда на ту же тему его спрашивает буржуазия, Макдональд предпочитает отмалчиваться. (Из газет).

МАКДОНАЛЬД (бия себя в грудь): - Друзья рабочие! Уж я ль не за вас?!
РАБОЧИЕ: - Ты то за нас. А вот кто за тобой?!
Ну, советские карикатуры про Макдональда – это отдельный и большой сюжет, нас же сейчас интересует тот факт, что установление дипломатических и торговых отношений с Советским Союзом было одним из главных предвыборных обещаний лейбористов.
И вот грянул гром среди ясного неба - 2 февраля 1924 г. британский официальный агент в Москве Ходжсон в ноте на имя народного комиссара иностранных дел известил, что правительство Великобритании «признает Союз Советских Социалистических Республик как правительство де юре тех территорий бывшей Российской империи, которые признают его власть». В тот же день проходивший в Москве II съезд Советов СССР принял резолюцию, в которой приветствовал этот акт английского правительства.
Итальянцы опоздали всего на неделю - 8 февраля 1924 г. итальянский представитель в Москве Патерно сообщил заместителю наркома по иностранным делам Литвинову о признании советского правительства Италией де юре.
Без преувеличения, это были два нокаутирующих удара. Прежде всего – для бежавшей за границу белой эмиграции, все эти годы уверявшую всех вокруг и саму себя прежде всего, что цивилизованный мир никогда не признает христопродавцев-большевиков.
«Крокодил», разумеется, не отказал себе в удовольствии потроллить недавних противников в Гражданской войне рисунком Константина Ротова «Исторические курьезы».

Узнав о признании СССР Англией, Италией и другими державами де-юре, эс-эр Керенский при встрече с «бабушкой русской революции» — Брешко-Брешковской, воскликнул растерянно:
— Вот тебе, бабушка, и де-юрьев день!..
Но больше всего «предательство» Англии с Италией ударило по Франции. Она была крупнейшим кредитором Российской империи, именно у французских банков набрали займы цари-батюшки. Большевики же, как известно, придя к власти, заявили, что по долгам свергнутого самодержавия платить не собираются. Что, сами понимаете, автоматически сделало Францию главным противником прорыва дипломатической блокады.
Именно Франция всячески пестовала и опекала антисоветски настроенные страны Центральной Европы вроде Румынии (чей захват Бессарабии она признала законным в 1924 году) или Польши.

Польшу, кстати, советские карикатуристы часто изображали эдаким шакалом Табаки при французском Шер-хане, как на этом рисунке В. Козлинского.

ПУАНКАРЕ:
— Почуяв носом запах рублика,
Учтя доход и дефицит,
И наша «честная» республика
Перед признанием стоит...
Все ясно в здравом размышлении,
Исход один, как тут не гни:
Мы «их» признаем без сомнения...
ПОЛЬША:
— Да вас признают ли «они»?..
Положение французов и впрямь было хуже губернаторского. Дипломатический демарш Великобритании и Италии прорвал плотину.
Европейские страны признавали «советы» один за другим, явно опасаясь опоздать к разделу пирога.
Через неделю после Италии, 13 февраля 1924 года дипломатические отношения с СССР установила Норвегия.
25 февраля – Австрия
8 марта – Греция
15 марта – Швеция
18 июня – Дания
4 июля – Албания
Дальше события выходят за пределы Европы -
19 июля 1924 года СССР признает Китай,
1 августа – Мексика
6 августа – Хиджаз.
Ну... Хиджаз.
Который через пару лет станет объединенным Королевством Неджд и Хиджаз.
Опять непонятно?
Хорошо, в 30-е эта страна назовет себя Саудовская Аравия.
И только Франция будет скрипеть зубами и метаться в сомнениях.
Ехидные крокодильцы – Борис Ефимов, если быть точным - даже карикатуру «Буриданов осел» нарисуют.
«Пуанкаре играет роль Буриданова осла, который никак не может сделать выбор между сеном старых долгов и овсом новых барышей. (Из статьи тов. Радека)».

Пред просом и овсом
Осел стоит ослом,
То облизнется он, то охнет
И будет выбирать, покуда не издохнет!
Франция капитулирует 30 октября 1924 года.
Этим установлением дипломатических отношений и завершится этот победный для советской дипломатии год.
Дени нарисует карикатуру «Русская».

Модный танец под советскую музыку.
А еще через месяц, 20 ноября, заварившие эту кашу англичане по своему обычаю всех кинут и откажутся от ратификации англо-советского договора.
Но история со знаменитой фальшивкой «Письмо Зиновьева» совершенно точно заслуживает отдельного разговора. Погодите, дойдем и до него.
____________
Это проект "История в карикатурах".
Каждый день я буду показывать вам карикатуру и рассказывать про нее. Надеюсь, из рассказов сложится мозаика, рисующая жизнь в России сто лет тому назад.
|
|
</> |
Как выбрать лучшего интернет-провайдера для дома по качеству соединения в России
Услуги электрика метро Алтуфьево
Суданская роза, розелла.
В 1940 году моя бабушка Катя не понимала - кто такие нацисты и кто такой Гитлер
Царевич Алексей Романов, 1916
Очень важная карта
Юморина 105
Место проклятое
Про обмены в русской демонологии

