Я люблю админов Яндекса
dotbarsik — 13.05.2010
Оригинал публикации:
http://www.pravmir.ru/igra-v-vojnushku-ili-chto-xotel-skazat-masterНикого
не должно интересовать, что хотелсказать мастер. Интересно лишь то,
что он в результате сказал. Так,режиссер Павел Лунгин хотел сказать
про дикое русское средневековье - асказал о соблазне власти и
неотмирности святости, художник КазимирМалевич хотел сказать о
конце культуры - а сказал: «Черный квадрат», ачто хотел сказать
поэт Даниил Хармс, останется для читателя загадкой,но очевидно, что
о хаосе и абсурде окружавшего его мира он сказал все.И, с другой
стороны, нельзя интерпретировать произведение в отрывеот авторской
системы координат, иначе мы неизбежно попадем в
положениеамериканского критика Уильяма Роу, который, разбирая
произведенияНабокова, даже в Лолитиных мячиках для пинг-понга
исхитрился найтифрейдистские символы (чем вызвал справедливое
негодование самогоНабокова).Основная проблема Никиты Михалкова в
новом фильме «Предстояние»состоит в том, что режиссер хотел сказать
слишком многое даже там, гдеуместнее было промолчать. Чтобы понять,
что «Утомленные солнцем - 2» -одна из творческих неудач Михалкова,
многим не надо было ни в кинотеатридти, ни авторское право
посредством торрентов нарушать. Нелепыесюжетные ходы (зачем
Михалков воскресил совершенно логично погибшихгероев «Утомленных
солнцем»?), не выдерживающие никакой критикиисторические реалии
(лагерь на западной границе, который в первые жечасы войны зачем-то
начинают бомбить фашисты, штрафбаты в 41-м году - ит.д.),
откровенно плохая игра исполнительницы главной роли (в
детствеНадежда играла бесконечно лучше - впрочем, ее можно понять:
в 20 сгаком сыграть двенадцатилетнюю очень сложно), нагромождение
до абсурданедостоверных деталей (один парящий в небе голый зад
немецкого летчикачего стоит) - все это обсуждалось в рецензиях
задолго до официальноговыхода фильма.В числе прочего рецензенты
пеняют режиссеру за плагиат. Я непрофессиональный кинокритик, да и
к киноэрудитам себя не отношу, ноузнаваемых кадров даже для меня
было слишком много. Слишком многодля плагиата. Кроме прямых
заимствований, в фильме постоянноприсутствуют аллюзии и стилизации.
Таким образом, судя по всему, мыимеем дело не с плагиатом, а с
цитатами.Но зачем? Просто торжество отжившего свой век
постмодернизма?Не берусь утверждать и гарантировать, но спустя
некоторое времяпосле просмотра, у меня сформировалось впечатление,
что Михалков снялкинофильм с элементами интерактивности. Картина,
имеющая ценностьтолько в присутствии сопереживающего зрителя.Я не
буду разбирать все цитаты и аллюзии, я приведу лишь те примеры,
которые бросаются в глаза прямо-таки настойчиво.Тот самый
торт.Фильм начинается с картины из прошлой жизни: комдив Котов с
супругойпринимают гостей. Гости: Ворошилов, Буденный и товарищ
Сталин. Сталинкушает хлеб с маслом и вареньем и говорит о детстве.
Остальныеумиляются. Вносят торт с шоколадным профилем Сталина. И
тут комдивКотов не находит ничего более остроумного, чем повозить
товарищаСталина физиономией по торту. Отчаянный крик жены: «Надя!»
- Котов стаким же криком просыпается в лагере.Стоп-кадр. «Мордой в
торт» - классическая сцена из глупейшихкомедий. Место, на котором
зритель должен почти рефлекторно, как отщекотки, рассмеяться.
Следующим кадром смех будет оборван: в этоммире нет места
глупым комедиям.Несколько сцен спустя. Баржа с ранеными, голый зад,
выстрел,стрельба по раненым, выжили только Надя и безногий боец,
оказавшийсясвященником. Баржа переламывается - ничего себе,
восклицает зритель,это же «Титаник» Кэмерона, только в миниатюре!Не
"Титаник"Еще стоп-кадр. «Титаник» Джеймса Кэмерона -
щемяще-грустнаямелодрама, в которой трагический тон задается именно
мотивомобреченности, а не только сценами катастрофы. Кадр с
ломающейся палубойстрашен и горек. Погибают люди, погибает
прекрасная любовь.Михалков показывает не огромный корабль, а
маленькую баржу, в сцененет ничего мелодраматического, а
единственная выжившая - Надя, конечно- будет плыть на мине в
постоянном страхе - как бы не взорваться.Кстати, пение героини Кейт
Уинслент услышали на проплывающем мимокорабле, и девушку подобрали.
Героиня Надежды Михалковой плачет и зоветна помощь напрасно: ее
увидели, но подплывать к ней не стали.Дрожи от напряжения, зритель!
В этом мире нет места мелодраме.Фильм утяжеляется с каждым кадром.
Штрафбат с кремлевскимикурсантами в окопе против немецких танков -
уже адски тяжело. Но самаянеподъемная по безнадежности сцена - это
три немца в деревне.Цыгане появляются почти по Кустурице - с
плясками, гитарой ипеснями. Но от этого совсем не весело. Еще
прежде, чем всю цыганскуюсемью расстреляет раздраженный немецкий
солдат, зрителю очевидно: вэтом мире нет места развеселой
цыганщине.(Кстати: не могу пропустить важный момент - немчик в
треснутыхочечках совсем не рад тому, что его друг ведет себя
по-эсэсовски. Дажеему понятно, что убивать людей за то, что они
пляшут и поют - даже неза то, что они цыгане! - это уже совсем
черный сюр.)Буквально через несколько минут - еще одна цитата. Двое
уже знакомыхнам немецких солдат убиты в ангаре, куда один из них
забежал в поискахНаденьки, а другой - искать товарища. Прибывают их
соратники, собираютвсю деревню и сжигают заживо. А на холме рыдает
Наденька, и ее утешаетспасшая девушку ценой нескольких десятков
жизней смуглая суроваяпартизанка. Странно утешает, цинично: «Мне,
что ли, пойти сдаться? Дакого ты жалеешь?! Они ж тебе никто даже
двери не открыл, когда ты напомощь звала!.. Да ты в Бога веришь? Он
хочет, чтобы ты жила». Страннаялогика: что же, чтобы Надя жила, Он
позволил целую деревню спалить смалыми детьми? И Он ни слова не
спросит с нее за то, что онасмалодушничала, не взяла вину на себя,
видя, что за ее жизнь людейубивают?Но не будем вдаваться в
морализаторство. Лучше приглядимся повнимательнее к партизанке. Она
ведь тоже узнаваема:.Там смуглянка-молдованка Собирала виноград.
Нет в этом мире ничего трогательного, как в добром фильме «В
бойидут одни старики». Вот такие они на самом деле -
смугленькиепартизаночки. Никого не жалеющие, зато и бьющиеся
отчаянно.Сколько лет Наде?Наконец, последняя сцена. Умирающий
солдат с непривычным именемДоримедонт просит сестричку Наденьку
показать девичью грудь. А воттеперь - внимание. Сразу скажу, что,
на мой взгляд, именно эта сценасгубила фильм окончательно.
Вспомните движение камеры и выражение лицасестрички, когда она
начинает раздеваться.Это эротическая сцена. Но эротике в этом мире
тоже места нет. Создается ощущение искусственности,
конструктора.Как будто Михалков не снимал фильм о Великой
Отечественной войне, асоздавал компьютерную игру-«бродилку» с
миссиями для главных героев.Конечная цель: встретиться комдиву
Котову и его дочке Наде.В роли злодея Мити - Олег МеньшиковЕсть и
отрицательный герой игры (отрицательный герой компьютернойигры
может существенно отличаться от положительного наличием,
например,когтей) - самоубившийся в настоящих «Утомленных солнцем»
Митя, укоторого тоже есть миссия - найти комдива Котова.В
компьютерных играх по книгам и фильмам умершие герои имеют
полноеправо жить и умирать, проваливать и выполнять миссии. Но
компьютерныеигры великими фильмами не являются. Это просто разные
виды человеческойдеятельности.