Я - ХУЖЕ ВЕРБЛЮДА! )))

топ 100 блогов such_a_man11.12.2009 Искала всего лишь расстояние между двумя голландскими городами, а напоролась на жутко интересного дядьку... Давненько не рассказывала вам о находках по пути, начну снова, пожалуй, с этой, а потом, может быть, немножко вернусь назад: тюльпаны дают повода для поисков не меньше, чем фарфор. Ох, больше... "Дядьке", выдающемуся нидерландскому изобретателю Корнелису ван Дреббелю (так пишется, уже усвоила, а не "Корнелий" и не "Корнелиус"), посвящена статья, которую сейчас помещу под кат, а тут только его портрет.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Симпатяга, да?



ПЕРВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА КОРНЕЛИЯ ВАН ДРЕББЕЛЯ



«Лишь однажды [в 1629 году],— писал великий художник Питер Пауль Рубенс,— я встретился на улице с очень известным философом Дреббелем и случайно обменялся с ним двумя-тремя словами... Не припомню, чтобы я когда-либо видел человека более необычной наружности. В этом плохо одетом человеке, в его грубом платье было что-то такое, что наполняло вас чувством удивления и что делало бы любого другого посмешищем».

В 1572 году в маленьком нидерландском городке Алкмааре, славном своими сырными ярмарками, ветряными мельницами, часовых дел мастерами, картографами и оптиками, в семье Якоба и Трины Дреббелей, «добропорядочных и благородных жителей Алкмаара», родился сын. Ему суждено было стать выдающимся изобретателем и инженером Корнелиусом Дреббелем.

Именно он станет изобретателем термометра, сложного микроскопа и способа получения кислорода путем теплового разложения селитры; он первым создаст печь с системой автоматического регулирования температуры; первым построит и успешно испытает аппарат для подводного плавания; предложит способ окраски тканей в алый цвет.

Живя с семьей то в Алкмааре, то в соседнем Харлеме, в 1595 — 1605 годы Корнелис зарабатывает на жизнь как гравер и «водяных дел мастер», сооружая фонтаны, «водоподъемные машины» и «дренажные мельницы».

По свидетельству современников, он напоминал внешностью нидерландского фермера, был физически крепок, светловолос, красив, немногословен и мало зависим от мнения окружавших его людей.

Около 1606 года. Дреббель преподносит королю Англии Иакову I рукописный «Краткий трактат о природе элементов и о том, как они вызывают ветер, дождь, молнию, гром и чем они полезны...»
Король Иаков I был весьма своеобразно образованным человеком. Он живо интересовался некоторыми науками (в основном алхимией и «чудесными явлениями») и сам не чуждался писательского труда, выпустив книги о вреде курения табака, ведовстве, о божественном происхождении королевской власти. Милостиво встретив Дреббеля и похвалив его книгу и изобретение (не больше и не меньше - perpetuum mobile, то есть вечный двигатель! - подарил Дреббель королю Иакову), король распорядился отвести нидерландцу апартаменты во дворце Элтхэм, где Корнелис устроил свою лабораторию. И сразу же начал создавать вещи удивительные.

Современник писал о его клавикорде, который «играл сам по себе под воздействием лучей света», об устройстве, посредством которого Дреббель «мог в любое время года вызвать дождь и молнию, так что вы поклялись бы, что они нисходят естественным путем с небес», о приборе, который «позволял ему среди лета так охладить атмосферу некоторых мест, что вы решили бы, что вокруг вас — самая середина зимы», об усовершенствованном «волшебном фонаре», о замечательных «голландских фейерверках».

Корнелий Дреббель продолжал удивлять лондонцев своими изобретениями.
В начале 20х годов он продемонстрировал Иакову I и нескольким тысячам любопытных, собравшихся на берегу Темзы, лодку, которая могла плыть не только по воде, но и под водой, — первую в мире действующую подводную лодку!


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Об этом событии летописец Алкмаара Корнелис ван дер Вуде написал:
«Он (Дреббель) сделал судно, которое могло передвигаться под водой посредством весел, и проплыл на нем расстояние в две нидерландские мили — от Вестминстера до Гринвича. А мог бы проплыть, если бы захотел, даже пять или шесть миль; на судне все можно было видеть без свечи и читать библию или любую другую книгу».

Наряду с различными техническими задачами, которые Дреббелю пришлось решать при конструировании лодки, он столкнулся с задачей обеспечения команды и пассажиров необходимым для дыхания воздухом и блестяще справился с этой, казалось бы неразрешимой для его времени проблемой.

Первое письменное свидетельство о лодке Дреббеля относится к 1625 году. Оно принадлежит немецкому ученому Иоганну Фаберу, записавшему:

«Люди, которые плавали под водой на этом судне, изобретенном замечательным нидерландским гением Корнелисом Дреббелем и сконструированном в Лондоне (Англия), где корабль можно увидеть даже и сейчас, торжественно клялись мне, что в то время, как на поверхности реки бушевал шторм, они, находившиеся глубоко под водой, не испытывали никаких затруднений. На судне могли находиться 24 человека, восемь из которых гребли, а остальные оставались в своих маленьких каютах; отсутствие воздуха на протяжении 24 часов не доставляло им страданий, и они довольствовались тем воздухом, что был заключен в малом сосуде; по истечении этого срока они поднимались на поверхность, сняв верхнюю крышку судна и оставив его открытым на некоторое время, запасались свежим воздухом, после чего, закрыв судно крышкой, могли погрузиться в воду столь глубоко, сколь этого желал капитан — даже на глубину 50 морских саженей [около 91 м]. Но вот что удивит вас еще в большей степени: они вели судно по компасу и знали, где находятся, а судно с большой легкостью перемещали посредством весел. Совершенно невероятным кажется следующее обстоятельство: та часть судна, где сидели гребцы, не имела дна, так что они все время видели воду; и тем не менее это не приводило их в ужас, поскольку, находясь на своих местах чуть повыше воды, они никогда не касались ее ногами».

Столь же восторженно отзывался в 1631 году о лодке Константин Хёйгенс — секретарь посла Нидерландов в Лондоне, выдающийся поэт и государственный деятель, отец великого физика, инженера и математика Христиана Гюйгенса:

«Достойным всех других, собранных вместе изобретений Дреббеля, было его маленькое судно, в котором он спокойно опускался под воду, держа короля и несколько тысяч лондонцев в величайшем напряжении. Подавляющее большинство этих людей думали, что человек, который столь искусно остается невидимым для них в течение (как говорили) трех часов, уже погиб, как вдруг он неожиданно поднимался на поверхность на значительном расстоянии от того места, где погрузился в воду; с ним находилось несколько участников этого опасного предприятия, свидетельствовавших, что они не испытывали никаких затруднений или страха под водой и что они опускались на глубину, когда того желали, и поднимались, когда им хотелось сделать это; что они плыли туда, куда хотели, поднимаясь к самой поверхности воды и вновь опускаясь так глубоко, как того желали... Они делали в чреве этого кита все то, что обычно делают люди, находящиеся на суше, и делали это безо всяких затруднений. Из всего сказанного легко заключить, в чем будет состоять польза от этого смелого изобретения в дни войны, когда (как я многократно слышал от самого Дреббеля) вражеские корабли, стоящие в безопасности на якоре, могут быть скрытно и неожиданно атакованы под водой и потоплены с помощью тарана — того самого средства, чье ужасающее действие используется в наши дни при захвате городских ворот или мостов».

Подводная лодка Корнелиса Дреббеля представляла собой разновидность водолазного колокола, который — в отличие от всех других аналогичных аппаратов — мог перемещаться под водой с помощью весел.
Лодка, по-видимому, имела продолговатую форму и для увеличения стабильности была разделена на небольшие отсеки. Глубина погружения лодки определялась законом Архимеда и не могла поэтому превысить некоторое критическое значение. Для ориентации под водой Дреббель — по свидетельству А. Кюффлера — использовал компас.
Глубина же погружения определялась с помощью ртутного барометра.

27 марта 1625 года умер король Иаков I. Как свидетельствует запись в «Собрании государственных бумаг», в похоронной процессии за гробом короля «Дреббель, инженер» шел в одном ряду с «танцовщиками, младшими чиновниками Монетного двора, актерами и комедиантами». Это ли не свидетельство положения гениального изобретателя при английском дворе!

Оставшись вскоре без места, Дреббель бедствовал, и стесненные денежные обстоятельства вынудили его заняться делом отнюдь не творческим. «Он был очень беден и в последние свои годы содержал пивную ниже Лондонского моста. У него было изобретение, касающееся передвижения под водой, которое он испытал столь удачно, что многие были убеждены в том, что он — некий загадочный кудесник, знается с темными силами и это привлекало многих посещать пивную, чтобы своими глазами поглядеть на хозяина и выпить его чудесного эля».

Конечно, Бойль, Лейбниц и другие ученые мужи прекрасно понимали, что в основе всех изобретений Дреббеля лежат эксперименты и искусство ремесленника, а не вмешательство потусторонних сил. Но большинство из тех, кто видел его perpetuum mobile, или подводную лодку, или волшебный фонарь, или водные феерии, охотно верили, что Корнелиус Дреббель пользуется магическими рецептами и заклинаниями. В огне он не горел, в воде не тонул, по ночам не спал и никакая хворь к нему не приставала. Колдуном был Дреббель, одним словом.

Никаких сведений о последних годах Корнелиса Дреббеля не сохранилось.

Он умер в полной нищете в лондонском монастыре францисканцев 7 ноября 1633 года.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не люблю теории заговоров, поэтому, когда услышал версию, что Сергея Доренко отравили, списал это на полный бред тех кто её педалирует. Однако, появились информация, которая показалась мне очень странной. Вскрытие показало, что у Сергея разорвалась аорта, что и стало причиной ...
Старшее поколение, большую часть жизни прожившее в СССР, прекрасно помнит - при любом празднике, любом застолье, одним из главенствующих блюд на столе являлись пироги. И вовсе не потому, что они были вкуснее всего остального. А просто потому, что пироги - это сытно, зачастую вкусно, а ...
Украинские националисты очень любили - и любят - лозунги. Видимо, потому, что чего-то более сложную в националистическую голову категорически не лезут - ну ладно, тут не об этом. А о том, что одним из этих лозунгов издавна - года с 2014 - выступал лозунг "Всё будет Украина!". О чем он ...
Наступило тихое московское утро. Окурки аккуратно лежали под углами в 30° и 60°. В салон ФАВ на Дмитровке ( http://autoval-motors.ru/contacts/ ) приехали два водителя МосЭтноЭкспа - я и Саша Усольцев. Все доверенности были уже оформлены, нам выдали ключи и ...
Как именно обеспечивается быстрый интернет сразу для 45.000 человек, рассказываю далее. Ну и продолжаю рассказ про вчерашний день и поход на футбол вместе с друзьями блогерами из соседних регионов. В перерыве матча, даже зеленый человечек расстроился, когда Рубин пропустил на последних ...