Я - ХУЖЕ ВЕРБЛЮДА! )))
such_a_man — 11.12.2009 Искала всего лишь расстояние между двумя голландскими городами, а напоролась на жутко интересного дядьку... Давненько не рассказывала вам о находках по пути, начну снова, пожалуй, с этой, а потом, может быть, немножко вернусь назад: тюльпаны дают повода для поисков не меньше, чем фарфор. Ох, больше... "Дядьке", выдающемуся нидерландскому изобретателю Корнелису ван Дреббелю (так пишется, уже усвоила, а не "Корнелий" и не "Корнелиус"), посвящена статья, которую сейчас помещу под кат, а тут только его портрет.Посмотреть на Яндекс.Фотках
Симпатяга, да?
«Лишь однажды [в 1629 году],— писал великий художник Питер Пауль Рубенс,— я встретился на улице с очень известным философом Дреббелем и случайно обменялся с ним двумя-тремя словами... Не припомню, чтобы я когда-либо видел человека более необычной наружности. В этом плохо одетом человеке, в его грубом платье было что-то такое, что наполняло вас чувством удивления и что делало бы любого другого посмешищем».
В 1572 году в маленьком нидерландском городке Алкмааре, славном своими сырными ярмарками, ветряными мельницами, часовых дел мастерами, картографами и оптиками, в семье Якоба и Трины Дреббелей, «добропорядочных и благородных жителей Алкмаара», родился сын. Ему суждено было стать выдающимся изобретателем и инженером Корнелиусом Дреббелем.
Именно он станет изобретателем термометра, сложного микроскопа и способа получения кислорода путем теплового разложения селитры; он первым создаст печь с системой автоматического регулирования температуры; первым построит и успешно испытает аппарат для подводного плавания; предложит способ окраски тканей в алый цвет.
Живя с семьей то в Алкмааре, то в соседнем Харлеме, в 1595 — 1605 годы Корнелис зарабатывает на жизнь как гравер и «водяных дел мастер», сооружая фонтаны, «водоподъемные машины» и «дренажные мельницы».
По свидетельству современников, он напоминал внешностью нидерландского фермера, был физически крепок, светловолос, красив, немногословен и мало зависим от мнения окружавших его людей.
Около 1606 года. Дреббель преподносит королю Англии Иакову I рукописный «Краткий трактат о природе элементов и о том, как они вызывают ветер, дождь, молнию, гром и чем они полезны...»
Король Иаков I был весьма своеобразно образованным человеком. Он живо интересовался некоторыми науками (в основном алхимией и «чудесными явлениями») и сам не чуждался писательского труда, выпустив книги о вреде курения табака, ведовстве, о божественном происхождении королевской власти. Милостиво встретив Дреббеля и похвалив его книгу и изобретение (не больше и не меньше - perpetuum mobile, то есть вечный двигатель! - подарил Дреббель королю Иакову), король распорядился отвести нидерландцу апартаменты во дворце Элтхэм, где Корнелис устроил свою лабораторию. И сразу же начал создавать вещи удивительные.
Современник писал о его клавикорде, который «играл сам по себе под воздействием лучей света», об устройстве, посредством которого Дреббель «мог в любое время года вызвать дождь и молнию, так что вы поклялись бы, что они нисходят естественным путем с небес», о приборе, который «позволял ему среди лета так охладить атмосферу некоторых мест, что вы решили бы, что вокруг вас — самая середина зимы», об усовершенствованном «волшебном фонаре», о замечательных «голландских фейерверках».
Корнелий Дреббель продолжал удивлять лондонцев своими изобретениями.
В начале 20х годов он продемонстрировал Иакову I и нескольким тысячам любопытных, собравшихся на берегу Темзы, лодку, которая могла плыть не только по воде, но и под водой, — первую в мире действующую подводную лодку!
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Об этом событии летописец Алкмаара Корнелис ван дер Вуде написал:
«Он (Дреббель) сделал судно, которое могло передвигаться под водой посредством весел, и проплыл на нем расстояние в две нидерландские мили — от Вестминстера до Гринвича. А мог бы проплыть, если бы захотел, даже пять или шесть миль; на судне все можно было видеть без свечи и читать библию или любую другую книгу».
Наряду с различными техническими задачами, которые Дреббелю пришлось решать при конструировании лодки, он столкнулся с задачей обеспечения команды и пассажиров необходимым для дыхания воздухом и блестяще справился с этой, казалось бы неразрешимой для его времени проблемой.
Первое письменное свидетельство о лодке Дреббеля относится к 1625 году. Оно принадлежит немецкому ученому Иоганну Фаберу, записавшему:
«Люди, которые плавали под водой на этом судне, изобретенном замечательным нидерландским гением Корнелисом Дреббелем и сконструированном в Лондоне (Англия), где корабль можно увидеть даже и сейчас, торжественно клялись мне, что в то время, как на поверхности реки бушевал шторм, они, находившиеся глубоко под водой, не испытывали никаких затруднений. На судне могли находиться 24 человека, восемь из которых гребли, а остальные оставались в своих маленьких каютах; отсутствие воздуха на протяжении 24 часов не доставляло им страданий, и они довольствовались тем воздухом, что был заключен в малом сосуде; по истечении этого срока они поднимались на поверхность, сняв верхнюю крышку судна и оставив его открытым на некоторое время, запасались свежим воздухом, после чего, закрыв судно крышкой, могли погрузиться в воду столь глубоко, сколь этого желал капитан — даже на глубину 50 морских саженей [около 91 м]. Но вот что удивит вас еще в большей степени: они вели судно по компасу и знали, где находятся, а судно с большой легкостью перемещали посредством весел. Совершенно невероятным кажется следующее обстоятельство: та часть судна, где сидели гребцы, не имела дна, так что они все время видели воду; и тем не менее это не приводило их в ужас, поскольку, находясь на своих местах чуть повыше воды, они никогда не касались ее ногами».
Столь же восторженно отзывался в 1631 году о лодке Константин Хёйгенс — секретарь посла Нидерландов в Лондоне, выдающийся поэт и государственный деятель, отец великого физика, инженера и математика Христиана Гюйгенса:
«Достойным всех других, собранных вместе изобретений Дреббеля, было его маленькое судно, в котором он спокойно опускался под воду, держа короля и несколько тысяч лондонцев в величайшем напряжении. Подавляющее большинство этих людей думали, что человек, который столь искусно остается невидимым для них в течение (как говорили) трех часов, уже погиб, как вдруг он неожиданно поднимался на поверхность на значительном расстоянии от того места, где погрузился в воду; с ним находилось несколько участников этого опасного предприятия, свидетельствовавших, что они не испытывали никаких затруднений или страха под водой и что они опускались на глубину, когда того желали, и поднимались, когда им хотелось сделать это; что они плыли туда, куда хотели, поднимаясь к самой поверхности воды и вновь опускаясь так глубоко, как того желали... Они делали в чреве этого кита все то, что обычно делают люди, находящиеся на суше, и делали это безо всяких затруднений. Из всего сказанного легко заключить, в чем будет состоять польза от этого смелого изобретения в дни войны, когда (как я многократно слышал от самого Дреббеля) вражеские корабли, стоящие в безопасности на якоре, могут быть скрытно и неожиданно атакованы под водой и потоплены с помощью тарана — того самого средства, чье ужасающее действие используется в наши дни при захвате городских ворот или мостов».
Подводная лодка Корнелиса Дреббеля представляла собой разновидность водолазного колокола, который — в отличие от всех других аналогичных аппаратов — мог перемещаться под водой с помощью весел.
Лодка, по-видимому, имела продолговатую форму и для увеличения стабильности была разделена на небольшие отсеки. Глубина погружения лодки определялась законом Архимеда и не могла поэтому превысить некоторое критическое значение. Для ориентации под водой Дреббель — по свидетельству А. Кюффлера — использовал компас.
Глубина же погружения определялась с помощью ртутного барометра.
27 марта 1625 года умер король Иаков I. Как свидетельствует запись в «Собрании государственных бумаг», в похоронной процессии за гробом короля «Дреббель, инженер» шел в одном ряду с «танцовщиками, младшими чиновниками Монетного двора, актерами и комедиантами». Это ли не свидетельство положения гениального изобретателя при английском дворе!
Оставшись вскоре без места, Дреббель бедствовал, и стесненные денежные обстоятельства вынудили его заняться делом отнюдь не творческим. «Он был очень беден и в последние свои годы содержал пивную ниже Лондонского моста. У него было изобретение, касающееся передвижения под водой, которое он испытал столь удачно, что многие были убеждены в том, что он — некий загадочный кудесник, знается с темными силами и это привлекало многих посещать пивную, чтобы своими глазами поглядеть на хозяина и выпить его чудесного эля».
Конечно, Бойль, Лейбниц и другие ученые мужи прекрасно понимали, что в основе всех изобретений Дреббеля лежат эксперименты и искусство ремесленника, а не вмешательство потусторонних сил. Но большинство из тех, кто видел его perpetuum mobile, или подводную лодку, или волшебный фонарь, или водные феерии, охотно верили, что Корнелиус Дреббель пользуется магическими рецептами и заклинаниями. В огне он не горел, в воде не тонул, по ночам не спал и никакая хворь к нему не приставала. Колдуном был Дреббель, одним словом.
Никаких сведений о последних годах Корнелиса Дреббеля не сохранилось.
Он умер в полной нищете в лондонском монастыре францисканцев 7 ноября 1633 года.
|
</> |