Я хотел бы сказать все, что можно сказать, одним словом. Я
mi3ch — 14.06.2012 Я хотел бы сказать все, что можно сказать, одним словом. Я ненавижу все, что может произойти между началом предложения и его концом./Леонард Коэн/
Представьте себе неожиданную и интересную мысль, которую вы хотите донести до вашего собеседника (а именно такие мысли и заслуживают того, чтобы быть донесенными). Мысль – как корабль, груженый серебром и драгоценными специями, идущий из Веракрус в Ла-Корунью. Даже если вас не перебили во время рассказа (пираты захватили ваш галеон и перебили всю команду), дойти до порта назначения вовсе не так просто.
Самая большая опасность, подстерегающая ваш корабль – ловушки смыслов. Это рифы и отмели. Собеседник внимательно слушает вас, пока вы не доходите до какого-то ключевого слова: политика, живопись, анархия, феминизм, смертная казнь, современное искусство, воспитание детей… А дальше у него включается собственное представление о предмете. Облако смыслов, окружающее это слово. И дальше он уже вас не слушает – он хочет рассказать вам свою собственную историю. Послать вам на встречу свой корабль. И диалог раскалывается на два монолога, объединенных случайным признаком.
Причем с облаком смыслов каждого слова происходит удивительная история. Поставьте рядом два слова: феминизм и анархизм. Феминистки боролись против гнета мужчин взрывами, поджогами и диверсиями. Анархисты боролись против гнета государства такими же методами, но при слове «феминистка» в голове возникает образ героической женщины, а при слове «анархист» – окарикатуренный образ батьки Махно. Одно слово смогли очистить от негативного смысла, а другое – нет.
Попробуете просто представить, какое количество факторов влияет на восприятие вашего собеседника. Ему может не понравиться ваш акцент или заикание, то, как вы одеты, какой у вас тембр голоса, пятно на вашей рубашке, ваше рукопожатие, ваша фигура (Гайдару, например, настоятельно не рекомендовали выступать по телевизору – какие бы правильные вещи он не говорил, его упитанность сразу вызывала резкое отторжение). На слушателя может повлиять головная боль, утренняя ссора в семье, мысль о предстоящем отпуске и просто плохое настроение. Шторм и ураганный ветер не дали дойти вашему кораблю.
Даже находящиеся рядом люди могут повлиять на то – услышат ли вас. Начальник в присутствии подчиненного будет, прежде всего, стараться поддержать свой статус. Не ударить в грязь лицом. Точно так же, как и мужчина в присутствии женщины, которой он хочет понравиться, отец в присутствии своего ребенка… Любая смелая мысль сразу будет вызывать отторжение. У вас на борту чума, порт закрыт на карантин – судно не дошло до цели.
И факторов, чтобы достучаться до собеседника не так уж и много. Для того, чтобы вас услышали, лучше всего быть непререкаемым авторитетом в своей области. Есть еще один фактор. Один профессиональные лектор рассказывал, что степень восприятия слушателя напрямую зависит от количества денег, которые человек заплатил за лекцию. Зависимость прямая (при условии, что человек заплатил свои деньги). Готовность людей платить за знание делает их удивительно восприимчивыми.
Хороших рассказчиков достаточно. Хороших слушателей – единицы. Между «слушать» и «слышать» разница всего одна буква, но эта буква стоит дорого. Потому что человек может отвечать только за то, что он сказал. Но, как правило, отвечать ему приходится за то, что услышали.
Специально для Общественной палаты