Я хочу говорить со своим народом (об истории)
matsea — 02.05.2023С русским народом. А к какому еще мне податься народу. Все таки назваться частью американского народа у меня язык не поворачивается. Я могу быть только частью американского населения. Корень слова народ предполагает, что ты вместе с этим народом народился со всеми вытекающими: ходил в школу, смотрел культовые фильмы, читал книжки, общался за жизнь – и что вы с этим народом понимаете друг друга на языке ассоциаций. И деваться от этого никуда не получится. Даже если этот твой народ по крупному свинячит, а тебе от этого больно и тоскливо – все равно никуда ты от этого своего, блин, народа, не денешься.
Поэтому я со своим народом хочу говорить. Говорить со свом народом про Украину и политику у меня получается плохо. Так что я хочу поговорить о чем-нибудь более нейтральном и давнем.
Во первых, об Иване Великом и посаднице Марфе Борецкой. Ну, кто такой Иван III, он же Великий, мой народ, наверное, в курсе. Это первый московский царь, переставший платить дань Орде. При нем было стояние на Угре, с которого сам он сдрапал, но военочальники его достояли до морозов. В конце концов с Угря свалили промерзшие татары – и на этом окончилось монголо-татарское иго.
Про Марфу Борецкую знает возможно не весь мой народ, но может быть народ слышал про Марфу-Посадницу. Была она современницей Ивана Великого и женой новгородского посадника. В Новгороде с его основания было весьма сильное вече – это типа такой конгресс. Во главе вече стоял посадник. В десятом и одиннадцатом веках верхнюю руку в Новгороде держали все же русские князья, но в двенадцатом веке их попросили вести себя поскромнее и делать, чего просят. И начали менять как перчатки. А главным стал посадник. Республика бойко торговала с Европой и была важнейшим членом Ганзейского Союза. Это был такой типа средневековый Евросоюз. Монголы до Новгорода ни разу не доходили – от них регулярно откупались.
Кончилось это все тем, что Иван III (еще не успевший постоять на Угре) пошел на Новгород с войском, разорил его и подчинил Москве. Марта Борецкая и ее сын, который был тоже посадником, пытались как-то этому безобразию противостоять, отстоять независимость республики, заключить военный союз с Литвой – но не срослось.
И мне вот очень интересно, что думает по поводу этой истории мой русский народ. Иван Великий был великим русским правителем и собирателем земель, а Марфа-посадница и ее группа поддержки были предатели русского народа? И если да, то почему.
Ну и еще мне хотелось бы сравнить парочку исторических персонажей несколько более позднего периода. Князя Курбского и Малюту Скуратова. Я думаю, эти имена мой народ должен знать - тут уж Пушкин постарался. Малюта – это типа прадедушка КГБ. Хозяин опричнины. Малюта – прозвище полученное Григорием Лукъянычем Скуратовым-Бельским за малый рост (тут я полагаю, у моего народа возникнут те же ассоциации что и у меня). По происхождению Бельские – худородные дворяне. Однако ж, Григорий Лукъяныч, благодаря изветам да выжиганию крамолы, стал чуть ли не самым влиятельным человеком в государстве – а зять его стал царем.
Князь Андрей Михайлович Курбский был из сравнительно знатного боярского роду. Он был успешным военочальником, участвовал в Ливонской войне. Ливонская война – это была фактически война с Белорусью – там все больше про набеги из Пскова на Витебск. Ну, и во время битвы за Невель (Псковская область) князь Курбский перешел на сторону Литвы. И дальше воевал себе – как привык. Только уже на стороне Великого Княжества Литовского, бывшего уже в те времена частью Речи Посполитой. Которая включала в себя Белорусь и хороший кус северозапада нынешней России – это чтобы не спутать с нынешней современной Литвой.
Князя Курбского можно назвать первым русским писателем. Ну, это если не считать летописца Нестора и загадочного Баяна, который то ли был то ли не был. В частности, князь Курбский написал несколько содержательных писем Ивану Грозному, в которых попытался доходчиво объяснить, что жить в этой б..ядской стране уже реально стало невозможно, что его достали все эти изветы, борьба с крамолой и прочий дурдом, что вообще-то он был патриотом своей страны, однако ж страна полностью скурвилась. Так что он уж лучше с Литвой. В которой он вообще-то не один такой, тут полно русских князей – и всех эта б...ская Москва достала.
Интересно, что Иван Васильевич князю Курбскому таки отвечал. По всей видимости, его задело. Его ответы представляют из себя перечисление личных обид на русское боярство. Для великого государя оно выглядит как-то мелковато.
Да, так вот мне интересно, как мой народ оценит двух этих исторических персонажей в сравнении. Ну, в смысле, князя Андрея Михайловича Курбского и дворянина Григория Лукъяновича Скуратова-Бельского? Можно ли кого-то из них считать крупным русским государственным деятелем, или вообще крупной исторической фигурой? И если да, то кого и почему?
|
</> |