Я был батальонный разведчик
auvasilev — 16.10.2024Это, несомненно, была гениальная идея - перевести войну на коммерческие рельсы и показать все преимущества истинно рыночных отношении даже на поле столь тонких материй, как патриотизм, чувство долга и все такое прочее, самое благородное.
И сработало великолепно, и продолжает работать прекрасно, эффективно и для многих очень полезно в самых разных областях и плоскостях.
Но тут есть один отложенный и не уверен, что до конца просчитанный эффект. Когда они начнут возвращаться.
Нет, я не говорю о самых явных и очевидных последствиях, когда у человека с поврежденной на войне психикой и сбитыми этическими и нравственными ориентирами сносит крышу и он начинает всех мочить направо и налево. Это неизбежно и может быть весьма опасно, но так бывает везде и после всех войн абсолютно независимо ни от чего. И Герои СССР после ВОВ сколачивали банды и шли в уголовники. Тут ничего не поделаешь. Эхо любой войны гулкое и не слишком мелодичное. Но имеется другой, чисто поколенческий и репутационно самооценочный момент.
Когда после всех предыдущих, самых разных, не всегда исключительно справедливых и праведный войн, фронтовик, вернувшись домой, в момент эмоционального взрыва рвал рубаху на груди по поводу, что, когда мы за вас в окопах кровь проливали, а вы тут в тылу..., то ему в разное время могли отвечать по-разному. Вплоть до подловатого постафганского; "А я тебя туда не посылал". Но сам-то человек внутренне прекрасно чувствовал свою правоту. Он-то знал, что и посылали, и отсиживались за его спиной на хлебных тыловых местах, в то время, как он действительно...
И эта моральная правота была огромной ценностью и поддержкой иногда на очень многие годы и в предельно трудных обстоятельствах. Да и те, кто пользовался всеми этими "Я тебя туда не посылал" самым наглым образом тоже в глубине души понимали свою неправоту. И хоть в какой-то, пусть самой небольшой степени, но это служило некоторым предохранителем от совсем уж жестоких и беспредельных конфликтов.
А тут будет несколько другая история. Всё равно многие вернувшиеся окажутся неудовлетворенными тем положением, которое займут после войны. Здесь нет вариантов, иначе быть просто не может. Даже при всем старании общества и государства. Но тогда, рванувший рубаху на груди и заблаживший что-то там про проливаемую кровь, столкнется, скорее всего, с откровенным недоумением. Мол, подожди, подожди, тебе разве что-то там не доплатили? Какие-то суммы задержали, не предоставили оговоренные в контракте льготы? В ведомости расписался? Какие претензии? Свободен.
И ветеран может сколько угодно продолжать истерить и качать права, но так хорошо ощущаемая внутренняя правда и справедливость будут не на его стороне.
Это капитализм там, не капитализм, господа, но точно в достаточной мере свободный рынок. Он не про героизм и благодарную народную память. Он про сальдо с бульдо и надпись в конце, где четко написано "Итого".
|
</> |