Wreckers 2011
sherlock_series — 16.03.2012По сути, это фильм-воспоминание. Мы начинаем погружение в показанную нам в дальнейшем историю с кадров счастливой молодой семьи — яркие, сочные, солнечные кадры, очаровательный малыш, обаятельные и любящие родители, пяточки младенца и рука его отца... Ах, эти пяточки и эта рука! :) Но сразу после идет смена кадра, очень символическая — серая, сумрачная дорога и звук грома от приближающейся грозы. Дорога, которой прошла эта семья к начальным моментам, с которых начинается просмотр...
Как любое воспоминание, повествование довольно фрагментарно. Иногда события подаются очень размыто, как по смыслу, так и по изображению. Часто какие-то моменты либо начинаются, либо заканчиваются обрывочно, с отсутствием сюжетной связки — что предшествовало показанному на экране, и чем все закончилось может так и остаться невыясненным. Очень многое отдается на откуп зрителю — мотивы персонажей, степень их вины в чем-либо, насколько кто правдив. Вообще тема лжи в фильме одна из основных. Как часто мы лжем, в том числе и самим себе? Так ли уж необходимо быть правдивым, причем во всем — или проще смириться с ложью в своей жизни?
В этом фильме нет действительно хороших людей. И очень мало честных. Как ни странно, но самым честным из них похоже является брат главгероя, тот, кто послужил невольным катализатором всех событий. Впрочем, его практически невозможно ни в чем винить — у него большие проблемы с психикой, корни которых лежат в тяжелом детстве. И увы, немалая доля вины за эти проблемы, похоже, лежит на персонаже Бенедикта Камбербетча, Дэвиде.
Я чуть подробнее остановлюсь на этом персонаже. Помимо того, что он замечательно сыгран, очень тонко, где на нюансах, где в полную силу. Помимо того, что в этом сообществе большинство читателей, да чего уж тут скрывать, и я в том числе, являются поклонниками талантливейшего актера, воплотившего эту роль на экране. А может и поэтому тоже. :) Мне кажется, что наше восхищение Бенедиктом может затмить суть его персонажа. Мы уже заранее подпадаем под его харизму, мы еще до начала фильма готовы им восхищаться и оправдать Дэвида во всех его поступках. А ведь Дэвид абсолютно не ангел, и пожалуй даже не «на стороне ангелов», во всяком случае не во всем. Да, на поверхности он идеальный, любящий муж, заботливый, с хорошей работой, полностью соответствующий социальному классу, к которому принадлежит и Дон — средний класс британских интеллектуалов. Кстати, уже одно это вызывает громадное уважение. Как нам дают понять, он очевидно выходец из рабочего класса, причем в самых худших его вариациях — родители братьев, похоже, были алкоголиками, избивающими своих детей. Вырваться из такого окружения, пойти своим путем всегда очень непросто. Ник, брат Дэвида, тоже сделал попытку пойти другой дорогой, но его путь был проще — ибо что может быть проще, чем записаться в армию. Это решение с одной стороны, дало ему некоторые возможности к развитию, но с другой только усугубило заложенные в детстве проблемы. Ну и при всем при этом он остался все тем же простым парнем из глубинки. Дэвид же пошел существенно дальше. Он полностью закрыл свое прошлое, получив образование и сменив образ жизни. Он спрятал своих демонов глубоко-глубоко, навесил замки и наверняка ни разу не выпускал их на волю, иначе бы для его жены, Дон, не стали таким открытием те черты его характера, которые проявились с возвращением прошлого в лице брата. Я говорю про взрывную, резкую, внезапную, и оттого пожалуй особенно страшную агрессию, которую показывает Дэвид в некоторых сценах. То, что заставляет Дон спросить - «а знаю ли я тебя вообще?». Собственно, как мне кажется, тот поступок Дон, который осуждают и будут осуждать многие, спровоцирован не только долговременной ложью Дэвида в жизненно важном для нее вопросе, ложью, которая заставляла ее страдать, искать разные пути решения проблемы и винить себя, а еще и тем, что муж стал ей казаться незнакомцем. Мне очень понравилась игра Клэр Фой. Тихая, скромная, страдающая Дон, пожалуй наиболее пострадавшая из всех. Да, совершившая огромную ошибку, но пожалевшая о ней почти сразу же. И не ожидала она таких последствий, не надо делать из нее такую уж расчетливую стерву — слова Дэвида в больнице о ребенке тоже стали новостью для нее...
Я посмотрела этот фильм два дня назад, и с тех пор он все время присутствует в моих мыслях. Я не могу отделаться от этой истории. Я не могу не прокручивать слова и поступки персонажей, в попытках найти для себя ответ на поставленные, но нерешенные вопросы.
Каков истинный характер взаимоотношений братьев? Присутствует ли там что-то более темное, чем было проговорено? Полностью ли доброволен был поступок Дон, или она просто пошла по течению, не сильно сопротивляясь? Понял ли Дэвид, кто отец ребенка? Что случилось в итоге с Ником, куда он пропал? И самое главное — запер ли Дэвид своих демонов снова в тот глубокий подвал своей души, в котором держал их раньше, и удастся ли им все же построить нормальную семью на обломках ТАКОГО масштаба?
Мне бы очень хотелось обсудить этот один из лучших образцов немейнстримового британского кинематографа и почитать, что пишут другие. Что и стало основной целью написания данного поста :) Кроме банального желания выговориться, конечно :)